Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю
группу детского сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и
деятельности ряд новых черт, отличающих средних дошкольников от малышей.
Возросли физические возможности детей: движения их
стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают
острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности,
ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются,
становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно
наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными
подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку,
хороводными играми.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не
только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки
детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая
возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость
тормозных процессов детей 4—5 лет, переключит его внимание на более спокойное
занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
На пятом году жизни активно проявляется стремление
детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется
обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со
сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их
речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель
использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он
объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных
симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно
договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Особенно внимательно относится воспитатель к детям, которые
по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти
себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в
общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В каждом
подобном случае воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания
контактов ребенка со сверстниками.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников
с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со
взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за
животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному,
интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных
вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся
мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между
объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник
многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, и от
воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них
ответы.
Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается
от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо,
без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским
вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с
одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в
нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это
способствует появлению чувства уважения к старшим.
Замечено, что дети, не получающие от воспитателя
ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости,
негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами,
нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным
проявлениям в поведении ребенка.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью.
Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его
жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми
системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа,
сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными
практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо
самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок,
годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним
проезжала машина, и пр.).
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности,
воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу:
не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом
воспитатель исходит из реального уровня умений, которые в средней группе могут значительно
различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно
простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ
или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей
детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится
свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства,
характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как
бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины
среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты более старшей
возрастной ступени.
У детей средней группы ярко проявляется интерес к
игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В
средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому
построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в
разнообразных играх — сю-жетно-ролевых, подвижных,
имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др.
Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения
определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами
используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по
элементарному алгоритму.
Значительное время отводится для свободных игр по
выбору детей. Задача воспитателя — создать возможности для вариативной игровой
деятельности через соответствующую предметно-игровую среду: разнообразные
игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, зоновое
размещение игрового оборудования.
Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво
передает их детям. Пути для этого разнообразны. Прежде всего, это совместные
игры воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером воспитатель
показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью
развития сюжета удовлетворить всех желающих принять участие в игре. -
Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз
берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя
свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой
обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место
для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия).
Игровая мотивация активно используется воспитателем в
организации деятельности детей. Все виды занятий либо проходят в форме игры,
либо содержат игровые ситуации и действия. В силу особенностей мышления
среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим
методам обучения, словесные методы сопровождаются разнообразными формами
наглядности и практической деятельностью детей. Целесообразно проведение
занятий по подгруппам.
У детей средней группы наблюдается пробуждение
интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные
жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно
или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда
расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним
относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он
осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное
подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя
дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с
ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Вместе с тем частые заявления-жалобы детей должны служить для воспитателя
сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения
в группе
Главное для воспитателя — предвидеть поступки детей и
заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит
личному примеру педагога, а также проективным оценкам — оценкам за
предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку
мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками,
воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на
дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик,
гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика.
Педагог специально создает ситуации, в которых дошкольники
приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации
взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим,
заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу»,
«Поделись с другим», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и
др.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой
эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Воспитатель
пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие
сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Педагог развивает эстетические чувства детей. Он
обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость
изобразительных средств.
Ежедневно воспитатель находит время для
доверительного, материнского общения с детьми, чтения им художественной литературы,
рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания музыкальных
произведений.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей
детей — в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности.
Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их
познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной
деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития
детей в средней группе детского сада.
Задачи воспитания и развития:
— Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие
двигательной активности детей;
— Развитие познавательной активности через обогащение
способов познания, опыта деятельности и представлений об окружающем;
— Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных
способов деятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению;
— Укрепление доброжелательных отношений между детьми и
дружеских взаимоотношений в совместных делах;
— Развитие творческих проявлений и воображения в художественной,
изобразительной и игровой деятельности.
|