В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного
развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых
людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога — помочь ребенку
свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить
предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни
дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям
особенности предметов, развивать наблюдательность, исследовательский подход к
доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это
открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно
и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и реализовывать в своем
поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого
труда.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными
дошкольнику разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении,
профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный
мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие
половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного
возраста. Важно обеспечить условия для накопления и обобщения знаний о
предметном и рукотворном мире в целях развития разнообразных видов детской
деятельности. Это дает возможность интегрировать разные виды детской
деятельности в едином педагогическом процессе, что обеспечивает его
целостность.
Основная задача педагога — помочь ребенку обрести
целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных
качеств, осознания значимости трудовой деятельности взрослых; ненавязчиво
подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный
успех.
Предметный мир
Представления
I Отчетливые представления о предметах материальной
культуры, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни, при чтении
детской художественной литературы. Знание существенных признаков, лежащих в
основе таких родовых обобщений, как «одежда» (зимняя, летняя), «головные
уборы», «обувь» (кожаная, резиновая), «постельное белье», «овощи», «фрукты»,
«транспорт» (городской, наземный, воздушный, водный) и пр.
Знание разновидностей материалов (разные виды бумаги и
картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д.), используемых для
изготовления предметов в зависимости от их назначения.
Познавательные и речевые умения
Использовать систему обследовательских действий (погладить,
надавить, понюхать, попробовать на вкус и т.д.) при рассматривании предметов
для выявления их особенностей, а также определения качеств и свойств
материалов, из которых эти предметы сделаны.
Сравнивать предметы разных видов (например: сумка и
портфель, тетрадь, книга и журнал), вычленяя и сопоставляя различие и
сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения (что разное, чем
похожи).
Точно обозначать словом особенности предметов и материалов,
называть обследовательские действия. Составлять описательный рассказ о
предмете, полно отражая его особенности, Шользуясь образными сравнениями,
эпитетами, метафорами. Группировать предметы (овощи, фрукты и пр.) на основе
(Существенных признаков. На седьмом году жизни: классифицировать предметы по
родовым и видовым признакам, варьируя
основания для классификации (посуда — чайная,
столовая, кухонная, одноразовая и многоразовая; одежда — детская и взрослая,
мужская и женская, зимняя, летняя, демисезонная и пр.). Развивать гибкость и
логичность мышления, умение доказывать правильность обобщения, опираясь на
знание существенных признаков.
Отношение к предметному миру .
Проявлять интерес к сравнению предметов, познанию их
особенностей и назначения.
Уметь пользоваться предметами в соответствии с их особенностями
и назначением. Бережно относиться к предметам, используемым в играх, быту,
повседневной жизни. Экономно расходовать материалы (бумагу, ткань, дерево и
пр.) в самостоятельной детской изобразительной, конструктивной, трудовой
деятельности. .
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок допускает ошибки при выборе предметов
и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания
их качеств и свойств. Существенные родовые особенности предметов вычленяет
только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные,
но привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа неполно
отражает особенности предметов (материалов); средства языковой выразительности
не используются. Ценностное отношение к предметному миру требует пристального
внимания воспитателя и родителей ребенка.
Средний. Ребенок правильно выбирает предметы и материалы
для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычленяет
существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой
помощью взрослого. С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно
отражающий особенности предметов; использует средства языковой выразительности.
Отдельные поступки и поведение ребенка в быту свидетельствуют о зарождении
ценностного отношения к предметному миру.
Высокий. Ребенок осознанно выбирает предметы и материалы
для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами,
назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя
предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный
рассказ о предмете, свободно пользуется моделью для его построения. Речь
выразительна, богата эпитетами, сравнениями. В поведении ребенка устойчиво
проявляется осознанное целостное отношение к предметному миру.
|