Интенсивное развитие психики дает возможность ребенку
среднего дошкольного возраста сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых
людей и созданных их трудом предметов, осознать ценность предметов как
результатов труда человека. Поддерживая естественное расширение интересов ребенка,
воспитатель помогает ему в познании предметов ближайшего окружения: в переходе
от выделения ярко выраженных в них качеств и свойств (цвет, форма, размер и
т.д.) к пониманию связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в
основе первых родовых понятий («игрушки», «обувь», «одежда», «посуда», «инструменты»
и пр.).
Задачи воспитателя:
— Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности
их строения, связывая их качества и свойства с назначением, разумным способом
поведения в предметном мире;
— Учить пользоваться всеми простейшими способами сенсорного
анализа для использования предметов в разных видах детской деятельности;
— Воспитывать бережное отношение к предметному миру;
способствовать формированию осознанного способа безопасного для ребенка
поведения;
— Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря,
в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения.
Ознакомление с трудом няни, дворника, прачки, повара,
шофера, продавца дает возможность приобщить ребенка к современному миру,
расширить его контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.
Важная задача педагога — познакомить детей с конкретными трудовыми процессами
(мытье посуды, приготовление винегрета и т.д.), помочь увидеть их
направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей
людей; показать компоненты трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет
труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат); сформировать
у детей первое обобщенное представление о некоторых видах труда и
профессиях, побуждать к
отражению полученных впечатлений
в играх. На этой основе происходит первичная социализация ребенка, освоение
ценностных ориентиров, определяющих отношение к окружающим людям и предметному
миру.
Предметный мир
Представления. Предметы ближайшего окружения, их назначение.
Существенные признаки, лежащие в основе таких родовых обобщений, как «игрушки»,
«продукты», «обувь», «одежда», «посуда» и др.
Качества и свойства, присущие предметам и материалам
(разнообразие цветов и оттенков, запахов, вкусовых качеств; мягкость/твердость,
прозрачность/непрозрачность, гладкость/шероховатость, легкость/тяжесть и
т.д.).
Материалы (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа,
ткань, пластмасса и пр.), их отличительные признаки (размокает, рвется, бьется,
горит, прочный, ломкий и т. д.). Обобщенное представление о том, что строение
предмета и выбор материала для его изготовления обусловлены его назначением.
Познавательные и речевые умения. Под руководством
взрослого уметь использовать все простейшие способы сенсорного анализа
предметов и материалов: объяснять, что нужно сделать, чтобы выявить то или иное
качество (свойство) предмета, материала (погладить, надавить, понюхать,
попробовать смять или намочить в воде и т.д.).
Устанавливать связи между назначением часто
используемых детьми предметов и их строением, а также материалами, из которых
они сделаны. (Например: капюшон из непромокаемой ткани защищает голову, чтобы
волосы не намокли; манжеты не дают ветру задувать в рукава.) Различать на этом
основании предметы близких видов, правильно называя их (свитер — кофта; носки —
гольфы и пр.).
Различать широко распространенные в быту материалы
(ткань, бумага, дерево, резина и т.д.) на основе существенных признаков.
Объяснять, почему для деятельности (игровой, трудовой, изобразительной и пр.)
надо взять (выбрать) тот или иной предмет или материал («Чтобы лодочка долго
плавала в воде, ее нужно делать из плотной бумаги».); как вести себя в
предметном мире, чтобы предметы не нанесли вреда здоровью («Нож острый, его
нельзя брать за лезвие, так как можно порезать пальцы. Нож надо держать только
за ручку»).
Группировать предметы (игрушки, обувь, мебель и пр.)
по существенному признаку: доказывать, что данный предмет от-, носится к
известной ребенку группе. (Например: «Мяч, кукла, машина — это игрушки, потому
что с ними играют. Они сделаны для игры».)
Составлять простейшие описательные рассказы о
предметах, отражая знания об их назначении и о всех известных детям качествах и
свойствах как самого предмета, так и материала, из которого он сделан.
Отношение к предметному миру. Проявлять интерес к предметам
и материалам, к познанию их особенностей и способов использования в собственной
практической деятельности. Бережно относиться к предметам и материалам, уметь
пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с назначением, свойствами,
разумными способами обращения (выбрать тряпочку из ткани, которая хорошо
впитывает воду, чтобы вытирать со стола; аккуратно обращаться с режущими и
колющими инструментами, бытовой техникой и пр.).
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок часто ошибается в назывании предметов
близких видов; затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет.
Существенные особенности не вычленяет, делает ошибки при группировке
предметов. Описательный рассказ составить не может. Не всегда пользуется
предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами;
безопасный способ детского поведения в предметном мире требует советов,
разъяснений и указаний со стороны взрослого.
Средний. Ребенок правильно называет предметы близких
видов, устанавливает связи между назначением, строением предметов и способами
их безопасного использования. По указаниям взрослого правильно применяет
обследовательские действия для выявления разнообразия качеств и свойств
предметов и материалов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании
существенных признаков. Описательный
рассказ составляет с помощью
воспитателя. В собственной деятельности пользуется предметами и материалами в
соответствии с их назначением и свойствами, успешно осваивает способы
разумного поведения в предметном мире.
Высокий. Ребенок способен использовать
обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов.
Самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете,
его назначении и особенностях. Поведение ребенка характеризуется бережным
отношением к предметам и материалам; характерен осознанный способ безопасного
поведения в быту.
Труд взрослых
Представления. Представление о содержании и структуре
процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении
(сервировка стола; мытье посуды; процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и
порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья; приготовление пищи и
т.д.), а также о труде взрослых в ближайшем окружении (продавец, шофер и пр.).
Представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на
примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы,
материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и
получения результата, соответствующего его назначению).
Предметы бытовой техники, широко используемые дома и в
детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.);
значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его
качества, облегчения труда человека. (Например: овощерезка быстро нарезает
овощи ровными, красивыми кусочками; ее используют, когда нужно нарезать много
овощей.)
Познавательные, речевые, игровые и трудовые умения.
Воспринимать трудовой процесс дифференцированно, видеть все его компоненты,
направленность на получение результата. Формировать деловой характер общения
со взрослыми в ходе наблюдения трудового процесса.
Рассказывать о трудовом процессе по предметно-схематической
модели.
Обобщать трудовые процессы, связывая их с
деятельностью людей определенной профессии; владеть соответствующим словарем,
отвечать на вопросы: «Как ты узнал, что это няня (повар, продавец и т.д.)?»
Включать в игровой процесс деятельность людей разных
профессий. Находить предметы-заместители и использовать их в качестве
атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. Передавать в игре
отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражать характер
взаимоотношений людей.
Переносить знания о хозяйственно-бытовом труде
взрослых на собственную трудовую деятельность.
Отношение к труду взрослых. Интересоваться миром взрослых
и их трудом, испытывать уважение к умелому человеку, стремление подражать ему,
желание научиться выполнять простейшие трудовые процессы, чтобы действенно
помочь взрослым в повседневном труде.
Бережно относиться к результатам труда; научиться понимать,
что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом
человека.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок знает названия некоторых профессий,
связывая их с конкретным человеком (Н. П. — повар, 3. И. — няня и т.д.).
Отвечая на вопросы взрослого, может рассказать о трудовых процессах,
выполняемых некоторыми людьми, с профессиями которых знаком. Интерес к технике
ярко не выражен. В поведении отмечаются случаи небрежного отношения к результатам
чужого труда; помогает взрослым неохотно.
Средний. Ребенок различает виды труда людей на основе
существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений.
Описательный рассказ о трудовом процессе составляет, пользуясь
предметно-схематической моделью, однако возможны затруднения и отдельные
ошибки. В поведении проявляется уважение к взрослым, бережное отношение к
результатам труда.
Высокий.
Ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои
суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах. Ярко выражен
познавательный интерес к труду взрослых, технике; ребенок интересуется, кем
работают близкие ему люди, чем заняты на работе. Охотно помогает старшим,
стремится подражать умелому человеку, с уважением относится к труду взрослых. |