Представления и познавательные умения
Взрослые люди. Углублять представления о людях:
понимать различие людей по полу и возрасту. Сравнивать людей разного возраста и
пола, выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода
занятий. Узнавать взрослых людей в разных изображениях: на фото, картине, в
скульптуре. Узнавать и называть людей отдельных профессий. На картинках
рассматривать и объяснять факты заботливого отношения взрослых к детям, к
животным, доброго отношения детей к старшим. Задавать вопросы воспитателю о
действиях старших.
Эмоциональные состояния. Сравнивать разные ярко выраженные
эмоциональные состояния людей, изображенных на картинках; видеть проявления
эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Уметь
объединять изображения разных людей по общности их эмоционального состояния.
Рассматривая сюжетные картинки, устанавливать связь между действием и
эмоциональным состоянием изображенных на них детей и взрослых. (Почему
радуется мама? Почему рассердился дедушка?)
Семья. Знать членов семьи и ближайших родственников.
Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все
следят за чистотой в доме.
Рассматривать картинки с изображением разных семей;
знать и называть родственные отношения (кто есть кто в семье). Из набора
фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, составлять семью,
отражать разные сюжеты из жизни семьи, используя дополнительно наборы мебели,
транспорта, городских построек и т. п. (семья празднует день рождения; семья
отправляется в путешествие; семья в зоопарке). Отвечать на вопросы о своей
семье, о братьях, сестрах, бабушках и дедушках.
Воспитатель. Понимать, что к воспитателю надо обращаться
по имени и отчеству, на «вы», использовать вежливые обороты речи. Проявлять
интерес к действиям и словам воспитателя.
Практические умения, поведение, общение. В привычной
обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми
(здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
Правила культуры общения и взаимодействия. Знать элементарные
правила культурного поведения в среде детей: быть вежливым, внимательным,
делиться игрушками. Знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные
права на них; игрушки надо беречь, тогда они дольше служат детям; если игрушка
сломалась, надо попросить воспитателя ее починить.
Понимать, что детям бывает грустно и одиноко, если
сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть
внимательным к своим товарищам по группе (подойти, поговорить, предложить
игрушку). Если ты будешь внимательным к товарищам, они станут внимательными к
тебе — и всем будет хорошо и весело.
Пользоваться в оценках поступков элементарными
представлениями: добрая девочка, дружные ребята и т.д. Устанавливать связь
между поведением в группе сверстников и ответным отношением других детей.
Пытаться самостоятельно, с позиции опыта разрешать проблемную ситуацию. (Почему
Саше стало грустно в саду? Почему Сережа вышел из игры?)
Проявлять интерес к поступкам сверстников,
интересоваться их делами, играми. Задавать вопросы о детях, событиях их жизни,
поступках.
Практические
умения, поведение, общение. В привычной обстановке самостоятельно, а в
незнакомой обстановке при поддержке взрослых следовать в отношениях со
сверстниками требованиям культуры поведения. Уметь в небольшой подгруппе
объединиться для общей игры, развернуть общий сюжет, проявлять внимание к желаниям
других детей, стремиться к согласованным действиям. Уметь по побуждению
воспитателя или самостоятельно замечать затруднения сверстника, его огорчения и
оказывать помощь. По собственной инициативе доставить радость товарищам по
группе: принести интересную книжку, новую игрушку, рассказать о посещении
зоопарка и т. п. С удовольствием принимать участие в общих делах: украшать
группу к празднику, готовить сюрпризы для именинников. Проявлять интерес к
событиям жизни других детей. Спрашивать у воспитателя о причинах долгого
отсутствия своих друзей, радоваться возвращению сверстников после болезни.
Обращаться к сверстникам по имени, избегать грубого тона. Уметь выразить в общении
с товарищами свои замыслы понятно для окружающих.
|