Социально-нравственное воспитание детей пятого года
жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей,
проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Важное место в этом процессе принадлежит расширению общих представлений детей
об окружающем мире, углублению представлений о людях — взрослых и детях,
формированию ориентации в области правил и норм культуры поведения и общения,
развитию эмоциональной отзывчивости.
Так же, как и в младшей группе, основной путь социально-нравственного
воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным
формам гуманного и культурного поведения. Воспитатель организует жизнь детей
так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств,
поступков, взаимопомощи.
Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к
окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное
состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и
почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по
дому, огорчен болезнью друга, новенький не может сам справиться и т.п.),
воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым поступкам
детей.
Основой социально-нравственного воспитания является
доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в
группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя,
искренний доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для
средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.
Играть самостоятельно в настольно-печатные игры,
объединяться со сверстниками. Уметь действовать по очереди, по простой схеме.
Речевые умения. В разговоре со взрослыми пояснять ход
игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулировать в речи,
достигнут или нет игровой результат («У меня получилось правильно — картинка
составлена»). Замечать неполное соответствие полученного результата
требованиям.
Уметь объяснять сверстникам, как правильно играть в
игру; не смеяться над проигравшим сверстником.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок тяготеет к однообразным элементарным
игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета
или новуто роль, игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не
пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя
для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с
воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но
испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает
последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется
назвать любимые игры.
Средний. Ребенок накапливает игровой опыт.
Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических
эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому
взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли. В игровой
обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательное
отношение к партнерам по игре. Знает несколько подвижных и хороводных игр.
В играх с правилами принимает игровую задачу,
проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый
самоконтроль).
Высокий. Ребенок самостоятельно играет в разнообразные
игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых играх. Хорошо взаимодействует в
подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и новых ролей. Проявляет
творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению
правил другими играющими, отстаивает выполнение правил. Отражает в играх
содержание литературных произведений.
В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и
примеру взрослого.
Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям
и близким. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их
охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе
пытаться проявить заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить,
показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное
близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку,
обнять, спеть песенку, прочесть стихи). Говорить со старшими в доброжелательном
тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы,
рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на
состояние и настроение окружающих.
|