Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 02:56

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предше­ствующего периода, когда восприятие литературы было еще не­отделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отноше­ния к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, спо­собности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному обще­нию с ними, стремление к знакомству с новыми произведения­ми. Характерным становится избирательное отношение к про­изведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лиричес­ким, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с ок­ружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержа­ние книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, свя­занных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по лите­ратурным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, вырази­тельном чтении стихов, рисовании и других видах исполнитель­ской деятельности.

Средний. В рассказе ребенок допускает пропуски, логичес­кие ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует си­лу голоса, но выразительность речи недостаточна.

Самостоятельно производит анализ четырехзвуковых слов.

Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повто­ряет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, дока­зательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошиб­ки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в сло­ве (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — без­ударный гласный, место звука в слове).

Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней — важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятель­ному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений лите­ратуры.

Познавательные и речевые умения. Устанавливать при слу­шании литературного произведения многообразные связи в текс­те (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.).

Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героев.

Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать не­которые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознавать некоторые виды комичес­кого в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Отношение к прочитанному у старших дошкольников внеш­не выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительно большую осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуа­циям.

Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, игр. Дети стремятся сохра­нить в творческих пересказах стилистические и жанровые осо­бенности произведения, использовать в собственных сочинени­ях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при сочинении сказок, например, — традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики героев: «лисичка-се­стричка», «добрый молодец», «лягушка-квакушка» и др.; при создании загадки — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмичес­кое строение текста и т.д.), придавать своему рассказу коми­ческую или драматическую окраску, находить точное, вырази­тельное слово.

 

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок предпочитает слушанию чтения другие за­нятия. При восприятии литературного произведения устанавли­вает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматиза­циях и других видах художественной деятельности. Положи­тельно откликается на предложение воспитателя послушать чте­ние или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.

Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее суще­ственные связи в текстах с динамичным содержанием, испы­тывает затруднения при слушании более сложных видов про­изведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных раз­влечениях как исполнитель, но не проявляет творческой ини­циативы.

Высокий. Ребенок проявляет стремление к постоянному об­щению с книгой, испытывает явное удовольствие при слуша­нии литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение   к   произведениям   определенной   тематики   или жанра. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их пережива­ния, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литератур­ного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по со­ставу и содержанию. Сюда входят,' прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная дет­ская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников вхо­дят произведения современных писателей всего мира. Этот круг постоянно пополняется новыми талантливыми именами и пре­красными детскими книжками В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии. Поэтому мы, не предлагая конкретного перечня книг для чтения детям старшего дошкольного возраста, приведем названия некоторых наиболее интересных литературных сборников, которые помогут воспитателю найти нужное произведение, дадут возможность подойти к выбору книг творчески, в соответствии с читатель­скими интересами детей группы, а также личным педагогичес­ким опытом.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СБОРНИКИ

1. Веселая школа для дошколят. Стихи, рассказы, пословицы для тех, кто хочет научиться писать и считать. — Пермь, 1989.

2. Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей. — СПб.: Чело­век, 1993.

3. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Круж­ков.- М., 1992.

4. Золотая книга лучших сказок мира. — М.: Терра, 1992.

5. Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. — М., 1992.

6. Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей. — М., 1974.

7. Русская поэзия детям / Сост. Е. О. Путилова. — Л., 1989.

8. Самый счастливый остров. — М.: Малыш, 1992.

9. Стихи о Петербурге для детей.— СПб., 1994.
Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (29.09.2011)
Просмотров: 2683 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru