Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в
литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода,
когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности,
и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного
отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном
внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его
внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к
постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями.
Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного
содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим,
лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими
впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев,
рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет
понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с
книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности
реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и
драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах
исполнительской деятельности.
Средний. В рассказе ребенок допускает пропуски,
логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников.
Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В
построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки.
Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью
взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в
произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи
недостаточна.
Самостоятельно производит анализ четырехзвуковых слов.
Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями.
Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет
рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С
интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает
вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников,
исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется
обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная,
выразительная.
Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа
слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный
— согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный, место звука в
слове).
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к
книге, развитие интереса и любви к ней — важнейшая задача воспитания детей,
стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи
следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и
способности в восприятии и понимании произведений литературы.
Познавательные и речевые умения. Устанавливать при слушании
литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий,
причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной
детали и др.).
Воспринимать литературного героя в его разнообразных
проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку
действиям и поступкам героев.
Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать
некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и
др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в
поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном
чтении.
Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне
выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает
значительно большую осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик,
вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая
свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть
драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским
ситуациям.
Литературный опыт активно используется детьми в их
творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок,
стихов, загадок, игр. Дети стремятся сохранить в творческих пересказах
стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных
сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при сочинении
сказок, например, — традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики
героев: «лисичка-сестричка», «добрый молодец», «лягушка-квакушка» и др.; при
создании загадки — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста и
т.д.), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску,
находить точное, выразительное слово.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия.
При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными
фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное
выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других
видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение
воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с
книгой не испытывает.
Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные
связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании
более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое
стихотворение, басня и др.). Обращает внимание на действия и поступки героев,
но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх,
драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет
творческой инициативы.
Высокий. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению
с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных
произведений. Обнаруживает избирательное отношение к
произведениям определенной тематики
или жанра. Способен устанавливать
наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный
подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли,
чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно
проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ
Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу
и содержанию. Сюда входят,' прежде всего, произведения мирового фольклора,
классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг
чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. Этот
круг постоянно пополняется новыми талантливыми именами и прекрасными детскими
книжками В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных
произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии. Поэтому
мы, не предлагая конкретного перечня книг для чтения детям старшего дошкольного
возраста, приведем названия некоторых наиболее интересных литературных
сборников, которые помогут воспитателю найти нужное произведение, дадут
возможность подойти к выбору книг творчески, в соответствии с читательскими
интересами детей группы, а также личным педагогическим опытом.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СБОРНИКИ
1. Веселая школа для дошколят. Стихи, рассказы,
пословицы для тех, кто хочет научиться писать и считать. — Пермь, 1989.
2. Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей. — СПб.:
Человек, 1993.
3. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост.
Г. Кружков.- М., 1992.
4. Золотая книга лучших сказок мира. — М.: Терра,
1992.
5. Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. —
М., 1992.
6. Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей. — М.,
1974.
7. Русская поэзия детям / Сост. Е. О. Путилова. — Л.,
1989.
8. Самый счастливый остров. — М.: Малыш, 1992.
9. Стихи
о Петербурге для детей.— СПб., 1994.
|