После четырех лет у ребенка возникают новые
возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением
детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и
обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между
реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики,
что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых
особенностях жанра (небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное
произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя
героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках,
опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения.
Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный
действенный характер. Ребенок 4— 5 лет прежде всего — активный соучастник
изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание
и развитие детской впечатлительности, эмоциональности — важная задача
воспитания.
Познавательные и речевые умения и способности. Внимательно
слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные
факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте.
Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
Представлять в воображении героев и события. Выделять поступки героев и давать
им элементарную оценку. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.
При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить
по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые
литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям.
Использовать яркие и точные слова и выражения. Участвовать в играх и инсценировках
по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи, знать тексты
хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.
Отношение к книге. Получать удовольствие от общения с
книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать
героям произведения. Стремиться соотнести свое поведение с действиями и
поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиций
этических норм, представленных в художественных образах. Радоваться встрече с
веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор
ситуаций, поступков, слов, выражений. Испытывать удовольствие от встречи с
поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.
Уровни освоения программы
Низкий. Интерес к слушанию чтения книг выражен слабо.
Ребенок затрудняется в ответах на вопросы, выявляющие понимание содержания
произведения и отношение к героям. С трудом запоминает тексты литературных
произведений, пересказывает их по вопросам или на основе иллюстраций. Не
стремится к исполнению стихов. Отказывается от участия в играх и инсценировках
по литературным сюжетам.
Средний. Ребенок охотно откликается на предложение
слушать чтение, однако иногда отвлекается при слушании. Не стремится к
повторной встрече с произведением. Устанавливает в сюжете последовательность
событий, но с трудом выделяет причинные связи. Неохотно воспроизводит стихи. В
играх и инсценировках выступает чаще всего как зритель или как исполнитель
второстепенных ролей.
Высокий. Ребенок внимательно и с интересом слушает
чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече
с произведением, его героями. Способен устанавливать
разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в произведении,
давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, умеет выразить свое
отношение к ним. С удовольствием запоминает и воспроизводит стихи, активно
участвует в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и
инсценировках.
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в
младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству
— как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.
Задачи воспитателя:
— Воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентации
на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и
социального характера (отношение к положительным и отрицательным поступкам
сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии;
правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному
и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим
проявлениям);
— Формирование образных представлений о предметах и
явлениях окружающего мира, видения их общих, типичных признаков и свойств,
некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов,
понимания взаимосвязи и красоты природных явлений;
— Развитие художественного восприятия произведений искусства.
Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и
некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. (У
детей формируются зрительная «насмотренность» художественных образов,
эмоциональная отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению
художественного произведения, способность к соотнесению увиденного с
собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом
и др., с образами других искусств — музыки, устного фольклора, литературы и
др. Дети учатся сравнивать, сопоставлять изображенное выражение лица человека,
его позу с эмоциональным состоянием, перенося эти знания на изображенный
художественный образ природы, живых объектов, предметов; приобретаются навыки
активного и последовательного, внимательного рассматривания изображенного
образа, способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и
оценке увиденного.);
—
Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной,
декоративной, конструктивной деятельности (при этом особое внимание уделяется
развитию у детей моторного «алфавита» изобразительных действий: техники
деятельности, пространственных ориентировок, представлений о некоторых
основных средствах изобразительного языка). |