Задача педагога — помочь ребенку освоить позицию
субъекта элементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою роль в
повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимые трудовые процессы,
осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознанию
им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и
сверстниками.
Важно помочь ребенку осознать свои способности, найти
наиболее значимый для него вид трудовой деятельности (работа с бумагой,
деревом, различными конструкторами, шитье кукольной одежды, вышивание и т.д.),
где проявятся неповторимая детская индивидуальность, творческие способности.
Представления. Представления о направленности, содержании,
рациональных способах выполнения процессов самообслуживания,
хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в природе (чистка одежды и обуви;
несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой и на
участке; изготовление игрушек и поделок; уход за растениями и животными и
т.д.).
Знание способов распределения коллективной работы:
объединение участников трудовой деятельности;
совместное выполнение трудового процесса, когда предмет труда переходит
от одного участника к другому для выполнения последующих действий (совместный
труд).
Знание обязанностей дежурных по столовой, уголку природы,
по подготовке к занятиям.
Знание требований гигиены (необходимость мыть руки перед
сервировкой стола, после работы в уголке природы и пр.), правил обращения с
инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой
(пылесос, миксер, телевизор, компьютер и пр.).
Познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. Выделять
виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке природы и т.д.), отдельные
трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений,
мытье подоконников и т. п.), компоненты (цель и мотив труда, предмет труда,
инструменты, трудовые действия, результат труда) и устанавливать взаимосвязи
между ними.
Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах
воплощения замысла; уметь договориться о распределении обязанностей в
небольшой подгруппе сверстников, распределяя работу по способу общего и
совместного труда.
Проявлять полную самостоятельность в самообслуживании,
привычно заботиться о своем здоровье, чистоте тела и одежды, уметь привести
одежду в порядок (почистить, пришить пуговицу, вешалку и пр.).
Уметь оказывать необходимую хозяйственную помощь: вымыть
чайную посуду, выстирать носовые платки, полить растения, накормить домашних
животных и пр.
Использовать ручные умения в повседневной жизни детского
сада и семьи (изготовление простейших пособий для занятий, атрибутов и игрушек
для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздников и
пр.), проявляя при этом творчество.
Осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на
всех этапах трудового процесса (экономное расходование материала, бережное
обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте и т.д.).
Осваивать специальные трудовые умения и способы
самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом,
тканью, природным материалом и пр.) и простейшими инструментами (ножницами,
иголками, тисками, пилой, молотком, прибором для выжигания, детской швейной
машинкой и пр.): сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы,
склеивать, использовать выкройки, переводить рисунок на ткань и дерево;
нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой; пришивать пуговицы,
крючки, вешалки; обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку» и
т.д. Владеть обобщенными способами конструирования, ручного труда и рукоделия;
уметь использовать в работе пооперационные карты, «читать» схемы, рецепты
приготовления блюд, простейшие чертежи и пр. Пользоваться бытовой техникой под
контролем взрослых.
Включать детский труд с настоящими инструментами в игровой
сюжет: шитье одежды для кукол, стирка кукольного белья, поделки из бумаги,
дерева и других материалов, совместное со взрослыми приготовление пищи и пр.
Отношение к труду. Устойчиво проявлять трудолюбие
(стремление навести порядок, починить разорванную книгу, пришить пуговицу и
т.д.); стремиться стать умелым, проявить внимание, заботу, помочь. Понимать
личностную значимость посильного труда.
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво
выполненного дела, реализации трудового замысла. В досуговой деятельности
ориентировать свои интересы в соответствии с полоролевыми предпочтениями
мальчиков и девочек — тяготением к разным видам труда.
Уровни освоения программы
Низкий. У ребенка снижен интерес к самообслуживанию,
он самостоятельно не следит за своим внешним видом, не видит необходимости
повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются
указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. Досуговая
деятельность ребенка не ориентирована на труд.
Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании;
охотно участвует в разных видах повседневного труда. Труд ребенка
результативен при небольшой помощи взрослых или сверстников. Сформированы
основы культуры труда. Ярко выражено стремление к самостоятельности, оказанию
помощи старшим и малышам. Детский труд эпизодически включается в досуговую
деятельность ребенка.
Высокий. Ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании;
инициативен, хороший организатор повседневной трудовой деятельности. Труд
результативен. Ребенок способен использовать имеющиеся умения для освоения
новых трудовых процессов. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечивающие
проявление творчества и индивидуальности. Посильный повседневный труд стал для
ребенка привычкой. Ребенок охотно занимается досуговой деятельностью, где
реализуются его склонности к разным видам ручного труда или рукоделия в
соответствии с полом и характером.
|