Стремление к самостоятельности и активности детей среднего
дошкольного возраста позволяет не только развивать у них чувство уверенности в
собственных силах при выполнении простейших процессов самообслуживания
(одевание, раздевание, умывание и пр.), но и включать детей в несложный хозяйственно-бытовой
труд семьи и детского сада (сервировка стола, мытье игрушек и чайной посуды,
вытирание пыли, стирка кукольной одежды и мелких детских вещей и пр.). Задача
педагога — учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки
цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные
способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов
труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целостное
освоение трудового процесса и способность получить результат дают возможность
ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности,
почувствовать свою умелость, самоутвердиться, вызывают желание взять на себя
повседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового
уголка, дежурство по столовой и пр.). Освоение позиции субъекта детского труда
— главное педагогическое условие для вхождения ребенка в реальные трудовые
связи с близкими. Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых
поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и
сверстниками, воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств.
Представления, познавательные, речевые, трудовые и
игровые умения. В ходе собственной трудовой деятельности вычленять цель,
предмет труда, трудовые действия, результат в самообслуживании и
хозяйственно-бытовом труде, правильно называя их. Уметь устанавливать
последовательность в конкретных процессах хозяйственно-бытового труда.
Переносить представления о хозяйственно-бытовом труде
взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы
(сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка
кукольной одежды, мелких детских вещей и пр.).
Проявлять самостоятельность в самообслуживании (умение
пользоваться туалетом, тщательно умываться, пользоваться всеми столовыми
приборами, одеваться и раздеваться; умение следить за своим внешним видом,
устраняя неполадки с небольшой помощью взрослого).
Освоить некоторые специальные трудовые умения: правильно
и симметрично расставлять столовые приборы; наливать достаточное количество
воды; намыливать; тереть губкой (тряпочкой), оттирая грязь; споласкивать;
выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д.
Отражать процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового
труда в играх на бытовую тематику.
Отношение к труду. Испытывать радость от участия в
труде, от оказанной взрослому помощи. Проявлять добросовестность,
ответственность, активность, инициативность в труде. Быть уверенным в своих
способностях. Стремиться помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно
относиться к результатам чужого труда; уважать умелость и самостоятельность
другого человека.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок не уверен в себе; стремление к
самостоятельности в самообслуживании не выражено. В хозяйственно-бытовом труде
требуется помощь советами и указаниями по подготовке к работе и выполнению
трудовых действий.
Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без
напоминаний следит за своим внешним видом. В хозяйственно-бытовом труде
требуется помощь, самоконтроль недостаточен. Ребенок ярко проявляет эмоции по
поводу успехов и неудач в труде, стремится научиться, стать умелым, войти в реальные
трудовые связи с близкими. Охотно включается в коллективные формы трудовой
деятельности, но выполняет роль помощника.
Высокий. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам
ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий, его труд
результативен. Ребенка отличают быстрота, точность, слаженность трудовых
действий, самоконтроль. Иногда он выступает в роли организатора в коллективных
формах трудовой деятельности. Стремится к выполнению трудовых обязанностей,
охотно входит в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками дома и в
детском саду, способен к деловому сотрудничеству, проявляет внимание и заботу
к детям, уважение к старшим.
|