Свойства
Представления. Форма, размер, расположенность
предметов как пространственные признаки. Наличие и отсутствие свойства.
Обобщение — «многоугольник».
Форма предмета и его частей. Симметричное расположение
предметов на плоскости.
Логические связи и зависимости групп геометрических фигур,
связи преобразования одних фигур в другие.
Познавательные и речевые умения. Зрительно
распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению,
описанию. Уметь пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами.
Использовать слова: форма, размер, вес, геометрическая
фигура — для определения и характеристики свойств предметов, их наличия и
отсутствия (1 наличествующий и 2 отсутствующих: красные, небольшие, некруглые
фигуры).
Отражать в речи способ группировки, преобразования фигур,
связей и зависимостей. Использовать слова: все, кроме..., некоторые из...
Отношения
Представления. Упорядочивание предметов по количеству,
размеру, весу, глубине и т.д. Зависимость: если первая величина сравнима со
второй, а вторая — с третьей, то первая сравнима с третьей.
Отношения целого и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6
и более частей: чем на большее количество частей делится целое, тем меньше
каждая часть, и наоборот; равенство частей целого между собой.
Связи и зависимости между предметами по размеру,
форме, расположению в пространстве, количеству.
Обозначение пространственных отношений на листе
бумаги, плане, схеме; отношений во времени: день, неделя, месяц.
Познавательные и речевые умения. Выявлять свойства и
отношения реальных предметов по наглядным моделям, путем счета, измерения.
Выбирать рациональный способ определения свойств и отношений
предметов, давать точную словесную оценку.
Выражать в речи связи и зависимости увеличения, уменьшения,
соответствия, последовательной зависимости.
Программа развития и воспитания детей в детском саду
Числа и цифры
Представления. Количественные отношения в натуральном
ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда.
Число как результат измерения условной меркой.
Состав чисел из двух меньших чисел.
Цифры, монеты, циферблат часов.
Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и
отсчитывания по одному, по два).
Познавательные и речевые умения. Находить числа «до» и
«после» названного.
Воспринимать зависимости числа как результата
измерения, счета отдельных предметов от размера: условных мерок, количества
предметов в группах, размера частей.
Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения,
измерения, сопоставления. Использовать знаковые обозначения.
Сохранение количества, величины
Представления. Неизменность числа, величины при
условии различий в суммировании: 4=1 + 1 + 1 + 1; 4 = 3+1; 4 = 2 + 2; деления
на равные группы: 6 = 3 и 3; 6 = 2 + 2 + 2.
Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения
и уменьшения.
Связи изменения и неизменности числа, величины в зависимости
от формы и расположения предметов, сосудов, произведенных преобразований.
Познавательные и речевые умения. Выявлять связи и зависимости
между величиной, количеством и внешними свойствами (форма, размер сосуда,
способ расположения), речевое выражение их. Активно включаться в процесс
экспериментирования.
Последовательность действий
Представления. Выполнение действий по знаковым обозначениям,
определение последовательности действий.
Познавательные и речевые умения. «Читать» простую
схему, способ и последовательность выполнения действий.
Отражать в речи связи и зависимости последовательных
действий.
Оперировать
знаками +, —, = при вычислениях, пользоваться простыми алгоритмами.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок выделяет свойства предметов
(двух-трех), определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает,
измеряет.
Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей
групп, количественных и пространственных отношений.
В играх пользуется образцами, инициативы и творчества
не проявляет.
Средний. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и
самостоятельно классифицирует их.
Затрудняется в выделении изменений при смене основания
классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах.
Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет
их последовательность.
Результаты деятельности носят, в основном,
воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах
предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и
выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел,
величин.
Владеет
способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и
творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.
|