В подготовительной группе по-прежнему сохраняются два
ведущих направления в подборе для детей знаний о природе. Первое направление —
это дальнейшее расширение представлений о ней путем включения знаний о новых
объектах и явлениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возрастных
группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде
незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных
природных зон — пустыни, тундры и т.п., явления неживой природы, типичные для
них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными
сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками.
Возросший познавательный интерес к миру, появившиеся к
седьмому году жизни важные качества познавательной деятельности:
целенаправленность, известная планомерность, сфор-мированность интеллектуальных
операций и их результативность, стремление проникнуть в суть окружающих
явлений —
и сельских условиях (первоначальные представления о
труде овощевода, садовника, хлебороба, лесника и др.).
Представления о различных средах обитания: наземной,
воздушно-наземной, водной; об основных факторах каждой среды. (Например,
водная среда состоит из придонного слоя почвы, воды, камней, из растений и
различных животных.) Обобщенные представления об основных группах растений и
животных. (Например, рыбы — это животные, которые приспособились жить в воде. У
них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью, есть плавники. Это
помогает им быстро плавать. Есть жабры, так как рыба дышит воздухом,
содержащимся в воде. Питаются рыбы разнообразной пищей, которую добывают в
воде. Мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, растут.)
Установление связей состояния конкретных живых организмов
с условиями их существования, с удовлетворением потребностей.
Представления о сезонных изменениях основных условий в
разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых
существ, живущих в этих средах. Зависимость способов существования конкретных
животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения
потребностей в разные сезоны. (Например, осенью дни становятся короче, меньше
света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают
заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения
приспособились к осенним переменам: сбросили листья деревья и кустарники,
завяли травы. Плоды и семена продолжат жизнь растений в следующем благоприятном
сезоне. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новые
растения. Животные приспособились к жизни осенью по-разному: насекомые
спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы
улетели, так как они питаются насекомыми; звери — лось, лиса, волк, заяц —
линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от
холода и от врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери
залезают в берлоги, норы и засыпают.) Представления об отдельных видах труда
человека в природе и некоторых способах охраны и защиты природы.
Представления о росте, развитии и размножении живых существ,
о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений позволяют включить в
содержание знаний представление о человеке как органичной части природы, о его
взаимосвязях со средой обитания.
Второе направление, наиболее ответственное и сложное,
— это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно
реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг,
животные, живое, приспособленность и др.) и установления новых по содержанию и
более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему.
Знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, временах
года, экологических системах получат здесь дальнейшее развитие.
Не менее важной задачей в подготовительной группе является
привлечение детей к экологически ориентированной деятельности.
Совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая
направленность.
Существенное значение имеет развитие познавательной деятельности,
оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать
наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и
взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты
природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.
Следует обратить внимание и на совершенствование природоохранительной
деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в
разнообразных формах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи
нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении условий среды, выращивании
растений и т.д.
Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного,
гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных
контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление
познавательного интереса, любви к природе.
Представления. Многообразие растений и животных, их
принадлежность к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные
признаки внешнего строения (например, видоизмененные стебли, листья, корни — корнеплоды),
разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев,
стеблей, цветков и пр. Представители не только ближайшего природного
окружения, а и жители степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и
др.), Крайнего Севера и тундры (например, белый медведь, тюлень, морж, песец и
др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д.
Конкретные и обобщенные представления о потребностях
растений, животных, человека в соответствующих условиях среды обитания, а
также о дифференцированное™ этих потребностей и способах их удовлетворения.
(Например, растения, имеющие темно-зеленые листья, — как правило, теневыносливые,
их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листья
и стебли, покрытые плотной кожицей, засухоустойчивы и требуют умеренного
полива, и т. п. Животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и
др.)
Обобщенное представление о системе потребностей растений,
животных и людей как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаге,
месте обитания, пище), об общей зависимости их состояния от соответствия
условий среды потребностям.
Конкретные представления о проявлениях чувств животных
и людей. (Чувствуют изменения условий среды, другие воздействия, например
человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать
чувства, схожие с чувствами человека, — голод, боль, удовольствие, радость,
привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях этих чувств у
отдельных домашних животных — кошки, собаки, морской свинки, черепахи.
Представление об уходе за растениями и животными, его
направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы
по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными,
растениями огорода, цветника.
Представление о человеке как живом существе.
Представления об основных признаках живого у человека, общих с другими живыми
существами: питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет и
развивается (изменяется), рождает детей (размножается). Конкретные
представления о признаках, отличающих человека от растений и животных.
Конкретные представления о системе биологических
потребностей человека, их взаимосвязи (в пище, свете, тепле, влаге и пр.);
умение сравнить их с потребностями других живых существ, видеть их сходство и
своеобразие, выделять в них проявления разумности и гуманности.
Представления о том, что здоровье человека зависит от
правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения
целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной
гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на
сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной
среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.
Представление о том, что каждое живое существо — растение,
животное, человек — похоже на другое и вместе с тем отличается от него по
признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.
Представления о приспособлении живых организмов к
среде обитания. Обобщенное представление о том, что живые существа могут жить,
если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется
в их внешнем строении и особенностях поведения.
Конкретные представления о приспособленности человека
для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые
человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах
(водной, воздушной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.
Конкретные представления о том, как человек приспособился
использовать факторы природной среды — землю, воздух, воду, растения и
животных — для удовлетворения своих потребностей. (Например, воду очищает,
использует для приготовления пищи, наведения чистоты, приведения себя в порядок,
тушения пожара и пр.) Знание о том, что человек бережно и гуманно относится к
среде обитания: экономно расходует то, что в ней есть, защищает вымирающие
растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, воспроизводит
затраченное на себя. Разумность человека.
Обобщенное представление о признаках сезона: о
состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного
сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в
соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды (например, как
приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые).
Конкретные представления о приспособлениях к сезонным
изменениям природы человека (внешний вид, поведение, типичные для времени года
виды труда, отдыха, способы удовлетворения потребностей). Знание правил
поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного
времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и др.).
Представление о том, что все живые существа растут,
развиваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых
организмов.
Обобщенное представление об основных фазах жизненного
цикла растения, животного, человека.
Конкретные представления о зависимости роста, развития
и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах
года (у растений и животных).
Обобщенное представление о составе живущих и их взаимосвязях
в типичных экологических системах — лесе, луге, водоеме, парке, огороде и др.
При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются
условия среды, что может привести к гибели других организмов. (Например, вырубка
деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла — погибнут
тенелюбивые растения и животные, и т.п.)
Знание основных правил поведения человека в
экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.
Освоение элементарных предметных понятий: «человек»,
«сезон как время года», «живое», «неживое», «природа».
Познавательные и речевые умения. Использовать наблюдение
как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно,
использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно
планировать ход наблюдения, делать выводы.
Использовать элементарную поисковую деятельность:
принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать
предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и
осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки
предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения.
Формулировать выводы, делать маленькие «открытия».
Сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства
и различия. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям.
Моделировать характерные и существенные признаки, частные
и общие связи, понятия.
Самостоятельно применять знания о природе при анализе
новых ситуаций. Устанавливать связи разной степени сложности и содержания:
структурно-функциональные, причинные, пространственные, временные и др.
Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы,
объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие
(экологические) темы, использовать речь-доказательство.
Практические умения. Поливать растения, рыхлить почву,
очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности
растений. Правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от
потребностей).
Выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды.
Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими
способами.
Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода.
С помощью воспитателя менять воду в аквариуме. Заботиться
о животных. Кормить, поить, мыть клетки, чистить их. Создавать условия, близкие
к природным. Подкармливать птиц осенью и зимой. Собирать для них семена сорных
трав. Участвовать вместе со взрослыми в доступных способах природоохранительной
деятельности.
Отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление
глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.
Гуманно относиться к живому (друг к другу, взрослым, старшим
людям, к растениям и животным). Стремиться создать благоприятные условия для
живых существ, выполнять правила поведения в природе.
Эмоционально откликаться, проявлять эстетические
переживания в процессе общения с природой.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных
и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге,
в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи,
сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков
испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество
труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное
отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний. Ребенок различает большое число объектов природы,
вычленяет характерные и под руководством педагога — существенные признаки.
Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет
сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы
наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими
понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает
хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими
детьми чаще пассивен.
Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает
связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий
потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой,
устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи.
Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и
связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно,
заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в
случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае
необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает
природу, видит ее красоту.
|