Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:48

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

Седьмой год жизни

В подготовительной группе по-прежнему сохраняются два ведущих направления в подборе для детей знаний о природе. Первое направление — это дальнейшее расширение представ­лений о ней путем включения знаний о новых объектах и яв­лениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возраст­ных группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон — пустыни, тундры и т.п., явления неживой природы, типичные для них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками.

Возросший познавательный интерес к миру, появившиеся к седьмому году жизни важные качества познавательной дея­тельности: целенаправленность, известная планомерность, сфор-мированность интеллектуальных операций и их результатив­ность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений —

и сельских условиях (первоначальные представления о труде овощевода, садовника, хлебороба, лесника и др.).

Представления о различных средах обитания: наземной, воз­душно-наземной, водной; об основных факторах каждой среды. (Например, водная среда состоит из придонного слоя почвы, воды, камней, из растений и различных животных.) Обобщен­ные представления об основных группах растений и животных. (Например, рыбы — это животные, которые приспособились жить в воде. У них обтекаемая форма тела, тело покрыто че­шуей и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро пла­вать. Есть жабры, так как рыба дышит воздухом, содержащимся в воде. Питаются рыбы разнообразной пищей, которую добы­вают в воде. Мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, растут.)

Установление связей состояния конкретных живых организ­мов с условиями их существования, с удовлетворением потреб­ностей.

Представления о сезонных изменениях основных условий в раз­ных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообраз­ных живых существ, живущих в этих средах. Зависимость спо­собов существования конкретных животных и растений от ус­ловий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны. (Например, осенью дни стано­вятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва про­мерзает; дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения при­способились к осенним переменам: сбросили листья деревья и кустарники, завяли травы. Плоды и семена продолжат жизнь растений в следующем благоприятном сезоне. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новые рас­тения. Животные приспособились к жизни осенью по-разному: насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери — лось, лиса, волк, заяц — линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засы­пают.) Представления об отдельных видах труда человека в природе и некоторых способах охраны и защиты природы.

Представления о росте, развитии и размножении живых су­ществ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений позволяют включить в содержание знаний представление о че­ловеке как органичной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания.

Второе направление, наиболее ответственное и сложное, — это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг, животные, живое, приспособленность и др.) и установления новых по со­держанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, временах года, эко­логических системах получат здесь дальнейшее развитие.

Не менее важной задачей в подготовительной группе явля­ется привлечение детей к экологически ориентированной дея­тельности. Совершенствуется трудовая деятельность, ей прида­ется экологическая направленность.

Существенное значение имеет развитие познавательной де­ятельности, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные ос­новы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, де­лать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, эле­ментарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миро­понимания.

Следует обратить внимание и на совершенствование при­родоохранительной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в разнообразных фор­мах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении ус­ловий среды, выращивании растений и т.д.

Важнейшей задачей является обогащение личного опыта по­ложительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и жи­вотными, объектами неживой природы; укрепление познаватель­ного интереса, любви к природе.

Представления. Многообразие растений и животных, их принадлежность к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видо­измененные стебли, листья, корни — корнеплоды), разное рас­положение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета лис­тьев, стеблей, цветков и пр. Представители не только ближай­шего природного окружения, а и жители степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и др.), Крайнего Севера и тундры (например, белый медведь, тюлень, морж, песец и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д.

Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений, животных, человека в соответствующих условиях сре­ды обитания, а также о дифференцированное™ этих потреб­ностей и способах их удовлетворения. (Например, растения, имеющие темно-зеленые листья, — как правило, теневыносли­вые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листья и стебли, покрытые плотной кожи­цей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива, и т. п. Жи­вотные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.)

Обобщенное представление о системе потребностей расте­ний, животных и людей как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды по­требностям.

Конкретные представления о проявлениях чувств животных и людей. (Чувствуют изменения условий среды, другие воздей­ствия, например человека, и изменяют свое поведение. Неко­торые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, — голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных — кошки, собаки, морской свинки, черепахи.

Представление об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основ­ные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями ого­рода, цветника.

Представление о человеке как живом существе. Представле­ния об основных признаках живого у человека, общих с дру­гими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигает­ся, чувствует, растет и развивается (изменяется), рождает детей (размножается). Конкретные представления о признаках, отли­чающих человека от растений и животных.

Конкретные представления о системе биологических потреб­ностей человека, их взаимосвязи (в пище, свете, тепле, влаге и пр.); умение сравнить их с потребностями других живых существ, видеть их сходство и своеобразие, выделять в них проявления разумности и гуманности.

Представления о том, что здоровье человека зависит от пра­вильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здо­ровья человека. Представления об использовании факторов при­родной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.

Представление о том, что каждое живое существо — рас­тение, животное, человек — похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и спосо­бам жизнедеятельности.

Представления о приспособлении живых организмов к среде обитания. Обобщенное представление о том, что живые суще­ства могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем стро­ении и особенностях поведения.

Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о при­способлениях, которые человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах (водной, воздуш­ной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.

Конкретные представления о том, как человек приспосо­бился использовать факторы природной среды — землю, воз­дух, воду, растения и животных — для удовлетворения своих потребностей. (Например, воду очищает, использует для при­готовления пищи, наведения чистоты, приведения себя в по­рядок, тушения пожара и пр.) Знание о том, что человек бе­режно и гуманно относится к среде обитания: экономно рас­ходует то, что в ней есть, защищает вымирающие растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, вос­производит затраченное на себя. Разумность человека.

Обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменения­ми основных факторов среды (например, как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые).

Конкретные представления о приспособлениях к сезонным изменениям природы человека (внешний вид, поведение, ти­пичные для времени года виды труда, отдыха, способы удов­летворения потребностей). Знание правил поведения в экстре­мальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и др.).

Представление о том, что все живые существа растут, раз­виваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых организмов.

Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека.

Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года (у растений и животных).

Обобщенное представление о составе живущих и их взаи­мосвязях в типичных экологических системах — лесе, луге, во­доеме, парке, огороде и др. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. (На­пример, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению осве­щенности и тепла — погибнут тенелюбивые растения и жи­вотные, и т.п.)

Знание основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.

Освоение элементарных предметных понятий: «человек», «сезон как время года», «живое», «неживое», «природа».

Познавательные и речевые умения. Использовать наблюде­ние как способ познания: принимать цель наблюдения и ста­вить ее самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно планировать ход на­блюдения, делать выводы.

Использовать элементарную поисковую деятельность: прини­мать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, ис­пользовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблю­дения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия».

Сравнивать объекты и явления природы по признакам сход­ства и различия. Классифицировать объекты и явления по су­щественным основаниям.

Моделировать характерные и существенные признаки, част­ные и общие связи, понятия.

Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций. Устанавливать связи разной степени сложнос­ти и содержания: структурно-функциональные, причинные, пространственные, временные и др.

Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на при­родоведческие (экологические) темы, использовать речь-доказа­тельство.

Практические умения. Поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учи­тывая особенности растений. Правильно размещать их по от­ношению к свету (в зависимости от потребностей).

Выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рас­садой и другими способами.

Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода.

С помощью воспитателя менять воду в аквариуме. Забо­титься о животных. Кормить, поить, мыть клетки, чистить их. Создавать условия, близкие к природным. Подкармливать птиц осенью и зимой. Собирать для них семена сорных трав. Уча­ствовать вместе со взрослыми в доступных способах природо­охранительной деятельности.

Отношение к природе. Проявлять любознательность, стрем­ление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.

Гуманно относиться к живому (друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным). Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

Эмоционально откликаться, проявлять эстетические пережи­вания в процессе общения с природой.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок различает и называет большое число жи­вотных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих при­знаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуман­ного отношения ситуативно. Познавательное отношение неус­тойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание собы­тиями.

Средний. Ребенок различает большое число объектов при­роды, вычленяет характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные спо­собы наблюдения для познания закономерностей природы. Не­достаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хоро­ших результатов. К проявлениям негативного отношения к при­роде другими детьми чаще пассивен.

Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, уста­навливает связи между состоянием живых существ, средой оби­тания и соответствием условий потребностям. Владеет предмет­ными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моде­лирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умения­ми, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отно­шение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (29.09.2011)
Просмотров: 1346 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 17
    Гостей: 17
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru