Свойства
Представления. Длина, ширина, высота предметов, их
вес, объем, глубина, Геометрические тела и фигуры: круг, овал, треугольник,
прямоугольник, квадрат; шар, куб, цилиндр.
Вершины, углы, стороны геометрических фигур.
Связи и зависимости между группами фигур по количеству
углов, сторон.
Обобщения: «четырехугольник», «треугольник».
Классификация геометрических фигур. Изменение основания
классификации и количества полученных групп, их свойств и числа предметов в
группах.
Познавательные и речевые умения. Самостоятельно обследовать
и сравнивать геометрические фигуры, предметы по размеру, форме с целью
разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и
сравнивать стороны.
Использовать в речи слова: размер, цвет, форма,
фигура, вне, внутри, некоторые, все. Называть все свойства, присущие и не
присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная). Определять и отражать
в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных
групп. Включать один и тот же предмет в разные группы в зависимости от
основания классификации.
Отношения
Представления. Определение последовательности ряда
предметов (5—10 предметов) по размеру, весу, стоимости и др. признакам.
Отношения между числами. Отношения и зависимости части
и целого (целое больше части, часть меньше целого). Зависимость размера частей
от величины целого предмета при делении на 2, 3, 4 части.
Пространственные отношения. Определение своего местонахождения
среди объектов окружения. Смена направления движения, изменение отношений между
предметами. План как осуществлять проверку сосчитыванием, измерением, взвешиванием,
высказываться о равенстве, неравенстве, различиях, изменениях и неизменности.
Последовательность действий
Представления. Последовательность выполнения игровых и
практических действий с ориентировкой на символ (стрелу, стрелки).
Обнаружение логических связей между последовательными
этапами какого-либо действия.
Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать
и понимать последовательность действий, этапность и результат.
Осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью,
объяснять последовательность и этапность выполнения.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок классифицирует геометрические фигуры,
величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на
эталон.
На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные
отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности,
связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность
действий. Самостоятельности и творчества не проявляет.
Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения
свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Средний. Ребенок осуществляет классификацию по
одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому
можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа.
С помощью воспитателя выражает в речи логические
связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин.
Не проявляет инициативы и творчества.
Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет
классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и
отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и
уменьшение.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению
задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
|