Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в
детском саду. Скоро перед ним распахнет свои двери школа и начнется новый период
в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Маленький школьник вступит в
«эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только
еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как
сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в
душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного
детства.
Прежде всего, укрепилось здоровье ребенка, он стал
более закаленным, работоспособным. Он хорошо физически развит. А это значит,
что все параметры его физического развития не имеют отрицательных отклонений от
нормы и даже иногда несколько опережают ее.
Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение
длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста.
Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки
перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Все перечисленные
позитивные изменения физического развития служат показателями биологической
зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.
Говоря о физическом развитии будущего школьника,
следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных
двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений).
В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть,
мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.
За годы дошкольного детства у ребенка сформировались
ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за
внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья,
режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это
подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.
Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического
школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной
деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно
уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального
мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных,
пространственных, функциональных, причинно-следственных.
За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных
умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного
наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств
предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился
сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на
самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать
вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении
задач.
|