Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в
две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров. Повороты
направо, налево, на месте и в движении на углах.
Исходное положение. Стоя (пятки вместе, носки врозь),
сидя, лежа на животе и спине.
Положения и движения головы: вверх, вниз, повороты в
стороны, наклоны (4—5 раз), вращения.
Положения и движения рук. Одновременные и попеременные;
однонаправленные и разнонаправленные — вверх (вниз), в стороны; махи и вращения
(одновременно двумя руками и поочередно вперед — назад); подъем рук вперед —
вверх со сцепленными в замок пальцами (кисти внутрь тыльной стороной);
сжимание, разжимание, вращение кистей рук (8—10 раз).
Положения и движения туловища. Повороты, наклоны вперед,
назад, в стороны, вращения.
Положения и движения ног. Приседания (до 40 раз), махи
вперед — назад, держась за опору; выпады вперед, в стороны с движениями рук
вперед, в стороны, вверх; подскоки на месте (40x3=120). Упражнения с
отягощающими предметами — мешочки, гантели (150 г), набивные мячи (1 кг).
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в
полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («петушиный
шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положениями рук), с закрытыми
глазами (3—4 м). Ходьба через предметы (высотой 20—25 см), по наклонной доске
(высотой 35— 40 см; шириной 20 см). Ходьба по гимнастической скамейке с
закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба
по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной 10 см), с мешочком на
голове (500 г), по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Поочередное выбрасывание
ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на
месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги
на пятку.
Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и
между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной
местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный
бег 3x10 м в медленном темпе (1,5—2 мин).
Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна
нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки
через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы:
пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных
на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину /с места (80—90 см), в высоту
(30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в
глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки
через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку,
вращая ее вперед и назад.
Бросание, ловля и метание. Прокатывание мяча одной и
двумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 40—30 см,
длина 3—4 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз
подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте
и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его
стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о
землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель (на высоту 2,2 м) с
расстояния 3,5—4 м. Метание вдаль на 5—9 м.
Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая
головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение
вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через
предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см).
Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением
темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.
Минимальные результаты
Бег на 30 м........................ 7,9—7,5 сек
Прыжок в длину с места............... 80—90 см
Прыжок в длину с разбега............ 130—150 см
Прыжок в высоту........................ 40 см
Прыжок вверх с места.................... 25 см
Прыжок в глубину....................... 40 см
Метание предмета:
весом 200 г....................... 3,5—4 м
весом 80 г........................... 7,5 м
Метание набивного мяча................... 2,5 м
Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием.
Игры-эстафеты.
Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона
(5—6 м) и полукона (2—3 м).
Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди.
Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от
груди. Игра по упрощенным правилам.
Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении.
Игра с воспитателем.
Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном
направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку.
Передача мяча ногой друг другу (3—5 м). Игра по упрощенным правилам.
Катание на санках. С горки по одному и парами. Катание
по ровному месту друг друга.
Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным
шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в
низкой стойке.
Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, налево.
Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой.
Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в
воду. Движения ногами вверх — вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой на дно
руками. Плавание произвольным способом на расстояние до 10 м.
Ходьба. Туристические походы с двумя переходами по
25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных
условиях). Переходы на лыжах (по 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на
велосипеде (по 25—30 минут) с перерывом и отдыхом.
Двигательные умения. Сохранять дистанцию во время ходьбы
и бега. Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме,
выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой
музыки. Ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при
передвижении по ограниченной площади опоры. Энергично отталкиваться и
выносить маховую ногу вверх в скоростном беге. Точно выполнять сложные подскоки
на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с
разбега, со скакалкой.
Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа
мяча»). Свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической
стенке.
Самостоятельно провести знакомую подвижную игру. Выбивать
городки с кона и полукона. Вести, передавать и забрасывать мяч в корзину,
знать правила игры.
Передвигаться на лыжах переменным шагом. Кататься на
двухколесном велосипеде и самокате. Держаться в воде и передвигаться в ней на
расстояние до 10 м.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения.
Не замечает ошибок других детей и собственных. Нарушает правила в игре,
увлекаясь ее процессом. С трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует
способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений. Интерес
к физическим упражнениям низкий.
Средний. Ребенок правильно выполняет большинство физических
упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Верно оценивает движения
сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между
качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью
водящего, правила не нарушает, но интереса к самостоятельной организации игр
не проявляет.
Высокий. Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением
и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет
упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из
знакомых упражнений.
Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему
результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его
результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и
организовать знакомую игру. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной
координированностью и точностью. Дети хорошо различают скорость, направление движения,
смену темпа и ритма. Растут возможности пространственной ориентировки, заметно
увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений,
стремление добиться хорошего результата. У детей этого возраста вырабатывается
эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и
гармонию движений. Нередко проявляются личные вкусы в выборе физических
упражнений.
В связи с этим в подготовительной группе появляется
возможность реализации следующих задач:
— добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения
всех упражнений;
— закреплять умения в анализе движений (самоконтроль,
самооценка, контроль и оценка движений других детей, элементарное
планирование);
— закреплять умения в самостоятельной организации игр и
упражнений со сверстниками и малышами;
— развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного
и вариативного выполнения движений;
— закреплять правила и двигательные умения в
спортивных играх и упражнениях;
— целенаправленно развивать ловкость движений. Что
осваивает ребенок
1. Порядковые упражнения: способы перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
— разноименные и одноименные упражнения;
— темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением;
— упражнения в парах и подгруппах;
3. Основные движения:
— в беге — работу рук;
— в прыжках — плотную группировку, устойчивое равновесие
при приземлении;
— в метании — энергичный толчок кистью, уверенные и
разнообразные действия с мячом;
— в лазании — ритмичность при подъеме и спуске.
4. Подвижные и спортивные игры:
— правила игр;
— способы контроля за своими действиями;
— способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных
игр.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий переменный шаг по лыжне, технику подъема
и спуска в низкой и высокой стойке;
— скольжение и повороты при катании на коньках;
— скольжение в воде на груди и на спине, погружение в
воду.
|