Переход в старшую и особенно в подготовительную группу
связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают
ощущать себя самыми старшими среди других ; детей в детском саду. Воспитатель
помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях
ощущение \ «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению
новых, более сложных задач познания, общения, дея-Ў тельности.
— Мы можем научить
малышей тому, что умеем;
— Мы
— помощники воспитателя;
— Мы хотим узнать новое и
многому научиться;
— Мы готовимся к школе, —
такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их
активность. Опираясь на характерную для старших дошкольников пoтребность
в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель
обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы,
творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно при-.
менять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи,
развивает волю, поддерживает желание пре-I одолевать трудности, доводить
начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно
при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к
самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь
должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими
вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять
детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их
на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую
инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них
чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение
детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к
ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции
цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных
видах деятельности. При этом воспитатель пользуется средствами, помогающими
дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями,
пооперационными картами.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности
каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и
дает соответствующие советы родителям.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует
создание творческих ситуаций в игровой, театральной,
художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное
творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников
в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником
возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его
воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в
группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на
предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт
для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а
затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся
предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои
сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.
Для развития детской инициативы и творчества
воспитатель проводит отдельные дни необычно — как «День волшебных превращений»,
«День космических путешествий», «День лесных приключений» и т.п. В такие дни
все виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с
выбранным замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический
корабль, снаряжение, путешествуют по звездному небу, расшифровывают письмена
инопланетян, готовят космический завтрак, рисуют инопланетных животных и т.п. В
общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются
воображение, инициатива.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию
познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна
способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни
старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в
проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными
стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении
игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером
побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он
обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки,
обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение,
предположение.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников
к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные
письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в
починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки,
заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.
«Почему это так происходит?», «Что будет, если...?», «Как это изменить,
чтобы...?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?»,
«Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении
воспитателя со старшими дошкольниками. 1 Особо подчеркивает воспитатель роль
книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить
ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель
специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение
проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов
дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Ежедневно воспитатель планирует время для знакомства
детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о
любимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей.
Познавательное развитие каждого ребенка постоянно
контролируется воспитателем. Есть ли у ребенка познавательный интерес? Может
ли он принять или поставить сам простую познавательную задачу, разрешить ее
доступными способами, (понаблюдать, сравнить, высказать предположение,
доказать)? Находит ли решение самостоятельно или просто повторяет, копирует
действия других детей? Какова умственная работоспособность ребенка? Способен
ли он сохранять внимание, запоминать? Все эти вопросы волнуют воспитателя
старших групп. Проявление интеллектуальной пассивности служит для педагога
сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподготовленности к
предстоящему школьному обучению.
Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное
развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно изучить
систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять
благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей,
объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной
деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).
Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго,
заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние
сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность
помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике,
пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в
группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению
заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры
поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.
Поддерживая положительные действия и поступки, воспитатель опирается на развивающееся
в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.
Характерной особенностью старших дошкольников является
появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного
опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов,
животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы,
педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на
земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и
красивей. В подготовительной группе дети с удовольствием принимают участие в
акциях миролюбия: «Дружат дети всей планеты», «Земля — наш общий дом», «Пусть
летят птицы мира».
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему
школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в
группах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным
путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками,
посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать
развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать
школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и
освоения нового. Воспитатель развивает внимание и память детей, формирует у них
элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому
способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по
нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила,
выполнения действий по определенным условиям. Такие игры ежедневно проводятся
индивидуально или с подгруппой старших дошкольников.
Наряду с этим проводится работа по развитию фонематического
слуха детей, подготовка к овладению грамотой. В оборудовании групп широко
используются материалы, побуждающие детей к освоению самостоятельного чтения:
кубики с буквами и слогами, наборы печатных букв, контурные и трафаретные
изображения букв, буквы, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон
(для обследования пальцами), буквы-вкладыши, картинки, подписанные крупными
печатными буквами. Дети сами составляют свои имена из печатных букв,
приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки.
Организованное обучение старших дошкольников включает
занятия познавательного цикла: по природоведению и математике, по развитию
речи, художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических
способностей. В самостоятельной деятельности создаются возможности для
расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания,
освоенного на занятиях.
Условием полноценного развития старших дошкольников является
содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель использует несколько форм общения:
— деловое общение, в которое вступает ребенок,
стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество со взрослыми развивает
у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую
цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе
работы, обсудить полученные результаты;
— познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих
ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных
интересов и активности детей;
— личностное общение, в которое вступает ребенок,
чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным
миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем
своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное
взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается
смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции
школьника.
Воспитатель старается разнообразить практику общения с
каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие,
любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей
взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка
новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда
воспитатель — равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый
взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в решении
проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают ему советы и
т. п.
Как и в предыдущих группах, главными принципами взаимодействия
воспитателя с детьми выступают уважение прав ребенка, гуманно-личностное
отношение и индивидуальный подход.
Основные задачи воспитания:
— Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической
культуры детей;
— Развитие гуманистической направленности отношения детей
к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и
доброжелательности к людям;
— Развитие эстетических чувств детей, творческих
способностей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к
искусству и художественной литературе;
— Развитие познавательной активности, познавательных
интересов, интеллектуальных способностей детей.
— Развитие у детей стремления к школьному обучению,
интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
— Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание
у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к
активной деятельности и творчеству.
Решение
данных задач обеспечивает формирование готовности детей к предстоящему
школьному обучению.
|