Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 15:32

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ДЕТСТВО

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК В ДЕТСКОМ САДУ

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впер­вые начинают ощущать себя самыми старшими среди других ; детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение \ «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, дея-Ў тельности.

— Мы можем научить малышей тому, что умеем;

Мы — помощники воспитателя;

— Мы хотим узнать новое и многому научиться;    

— Мы готовимся к школе, — такие мотивы охотно прини­маются старшими дошкольниками и направляют их активность. Опираясь на характерную для старших дошкольников птребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для раз­вития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно при-. менять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание пре-I одолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацели­вает на поиск новых, творческих решений.

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению на­водящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность само­стоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддержи­вать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обду­мать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных видах деятель­ности. При этом воспитатель пользуется средствами, помогаю­щими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опор­ными схемами, моделями, пооперационными картами.

Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самосто­ятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.

Высшей формой самостоятельности детей является творче­ство. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, те­атральной, художественно-изобразительной деятельности, в руч­ном труде, словесное творчество. Все это — обязательные эле­менты образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед до­школьником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Воспитатель под­держивает творческие инициативы детей, создает в группе ат­мосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно — как «День волшебных превращений», «День космических путешествий», «День лесных приключений» и т.п. В такие дни все виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят косми­ческий корабль, снаряжение, путешествуют по звездному небу, расшифровывают письмена инопланетян, готовят космический завтрак, рисуют инопланетных животных и т.п. В общей ув­лекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуж­даются воображение, инициатива.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познава­тельной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязатель­ным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении эле­ментарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, уве­личительными стеклами и пр.), в развивающих играх, голово­ломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших меха­низмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие во­просы: он обращает внимание на новые, необычные черты объ­екта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацели­вает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие до­школьников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные письма-схемы, детали каких-то уст­ройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашиф­рованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загад­ки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...?», «Как это изменить, чтобы...?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. 1 Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно по­лучить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к кни­гам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хо­рошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к ов­ладению чтением.

Ежедневно воспитатель планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он направляет и развивает чи­тательские интересы детей.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контро­лируется воспитателем. Есть ли у ребенка познавательный ин­терес? Может ли он принять или поставить сам простую по­знавательную задачу, разрешить ее доступными способами, (по­наблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать)? Находит ли решение самостоятельно или просто повторяет, ко­пирует действия других детей? Какова умственная работоспо­собность ребенка? Способен ли он сохранять внимание, запо­минать? Все эти вопросы волнуют воспитателя старших групп. Проявление интеллектуальной пассивности служит для педагога сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподготовлен­ности к предстоящему школьному обучению.

Предметом особого внимания воспитателя является соци­ально-нравственное развитие детей, становление их взаимоот­ношений с окружающими. Важно изучить систему межличност­ных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе об­щности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением воспитатель показывает примеры добро­го, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят за­мечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и про­являть сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждаю­щие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обо­гащает нравственный опыт детей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выпол­нения правил. Поддерживая положительные действия и поступ­ки, воспитатель опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и раститель­ным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. В подготовительной группе дети с удовольствием принимают участие в акциях ми­ролюбия: «Дружат дети всей планеты», «Земля — наш общий дом», «Пусть летят птицы мира».

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к бу­дущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Ин­терес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель развивает внимание и память детей, формирует у них элементарный самоконтроль, способ­ность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют раз­нообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, приме­нения общего правила, выполнения действий по определенным условиям. Такие игры ежедневно проводятся индивидуально или с подгруппой старших дошкольников.

Наряду с этим проводится работа по развитию фонемати­ческого слуха детей, подготовка к овладению грамотой. В обо­рудовании групп широко используются материалы, побуждаю­щие детей к освоению самостоятельного чтения: кубики с бук­вами и слогами, наборы печатных букв, контурные и трафаретные изображения букв, буквы, вырезанные из наж­дачной бумаги и наклеенные на картон (для обследования пальцами), буквы-вкладыши, картинки, подписанные крупны­ми печатными буквами. Дети сами составляют свои имена из печатных букв, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки.

Организованное обучение старших дошкольников включает занятия познавательного цикла: по природоведению и матема­тике, по развитию речи, художественно-продуктивной деятель­ности и музыкально-ритмических способностей. В самостоя­тельной деятельности создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми со­держания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников яв­ляется содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель использует несколько форм общения:

— деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество со взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

— познавательное общение с воспитателем по поводу вол­нующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

— личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взрос­ление ребенка, формируются социально-ценностные ориента­ции, осознается смысл событий, развивается готовность к но­вой для него социальной позиции школьника.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель — равноправный участник детской деятель­ности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специ­ально обращается к детям за помощью в решении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают ему советы и т. п.

Как и в предыдущих группах, главными принципами взаи­модействия воспитателя с детьми выступают уважение прав ре­бенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный под­ход.

Основные задачи воспитания:

— Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиени­ческой культуры детей;

— Развитие гуманистической направленности отношения де­тей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной от­зывчивости и доброжелательности к людям;

— Развитие эстетических чувств детей, творческих способ­ностей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение де­тей к искусству и художественной литературе;

— Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.

— Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;

— Развитие детской самостоятельности и инициативы, вос­питание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творче­ству.

Решение данных задач обеспечивает формирование готов­ности детей к предстоящему школьному обучению.
Категория: ДЕТСТВО | Добавил: admin (29.09.2011)
Просмотров: 2749 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru