У ребенка возросли познавательная активность, интерес
к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение — принять от взрослого
или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для
ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя
известные способы (сравнение, анализ, измерение и т.п.), понятно выразить в
речи итог познания. Главное — это то, что ребенок освоил умение целенаправленно
осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность,
принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата,
научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало
школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими
перегрузками.
Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито
воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в
детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему
уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен
на достижение положительных результатов в новой социальной роли — ученика.
Сложились предпосылки вхождения ребенка в более
широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы
культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы
общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны.
Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для
слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить
связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна.
Это важное для школьного обучения достижение.
Ребенок с удовольствием участвует в коллективных
делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать
согласованно, выражает живой интерес к общему результату. В его поведении и
взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если
это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности
очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще
только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному
управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.
В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются
черты общей гуманистической направленности.
|