Представления. Представление о роли труда взрослых в
жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье
одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и
т.д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для данной
местности.
Представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь,
учитель, летчик, сталевар, портной, пекарь, фермер, врач, художник, артист,
менеджер, рекламный агент и пр.) на основе обобщения характерных трудовых
процессов и результатов труда; представление о структуре конкретного трудового
процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий,
результат).
Отчетливое представление о роли современной техники в
трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о
роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата
труда, улучшение его качества, облегчение труда).
Обобщенное представление о связи труда людей разных
профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик,
швея; строительство: экскаваторщик, каменщик, маляр) и разных производствах
(машиностроители — фермеры; фермеры — работники пищевой промышленности —
продавцы и пр.), где ярко выражен обмен результатами труда. Деньги как
измеритель ценности товара или услуги. Реклама как способ распространения
информации о товарах и услугах.
Общее представление о том, где и кем работают родители
ребенка, в чем ценность их труда. Материальное благополучие семьи, ее бюджет,
основные доходы и расходы. ,
Познавательные, речевые, игровые и трудовые умения
Расчлененно воспринимать трудовой процесс — все его
компоненты в их последовательности. Уметь объяснить важность каждого из них.
Уметь строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового
процесса. К концу дошкольного детства уметь самостоятельно приобретать знания о
труде взрослых из разных источников (наблюдения, чтение книг, рассматривание
картинок и фотографий, рассказы взрослых, просмотр телепередач и т. п.).
Соотносить результаты труда и набор трудовых процессов
с названием профессии: устанавливать связи между качеством труда, физическим
усилием человека и используемыми им инструментами, техникой; устанавливать
связь между качеством результата труда и его стоимостью; рассматривать деньги
как измеритель ценности товаров и услуг.
Пользоваться речью-доказательством для обоснования
своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда,
значимости его ценности и стоимости. Владеть к концу дошкольного детства
словами профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама и др.
Переносить знания о способах и нормах взаимоотношений
взрослых в труде на собственную трудовую деятельность детей; строить все
результативные виды детской повседневной деятельности по модели трудовой:
поставить цель, отобрать средства и продумать способы ее осуществления,
контролировать и оценить результат.
Отношение к труду. Испытывать чувство уважения и благодарности
к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и
другие ценности, необходимые человеку для жизни.
Формировать адекватное отношение к рекламе и разумный
способ достойного поведения на основе осознания материального достатка семьи.
Стремиться принять участие в трудовой деятельности
взрослых, оказывать посильную помощь, проявлять заботу, внимание.
Уровни освоения программы
Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок
знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости
разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством
владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в
чем ценность их труда. Отношение к рекламе и деньгам не отличается
осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний. Ребенок имеет представление о значимости
разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает
значение использования техники, современных машин и механизмов в труде,
осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения.
Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное
представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового
процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет
речью-доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда.
Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную
помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей
структуры.
|