Содержание. Отражение в сюжетно-ролевых играх различных
сюжетов: бытовых, трудовых, общественных, фантастических, содержания любимых
литературных произведений, спектаклей, кинофильмов. Самостоятельное создание
на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и
игровых действий. Использование разнообразных построек из строительных
материалов (вокзал, корабль, самолет, мост, дворец, крепость и пр.).
Разыгрывание в творческих театральных, режиссерских
играх и играх-драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение
в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей,
действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками;
пальчиковый театр, театр марионеток.
Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях
(звери, птицы, растения, фантастические герои), выразительная передача их
действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики,
пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц,
«немое» кино, волшебные картины).
Придумывание новых подвижных игр, новых вариантов игр
с правилами. Игры-экспериментирование с разными материалами.
Игровые умения, речевое взаимодействие. Определять
тему игры и развитие сюжета. Отражать в играх как впечатления от реальной жизни
(больница, школа, магазин, почта, путешествия, парикмахерская), так и
фантазийные образы, навеянные сказками, мультфильмами, игрой воображения.
Освоить игровое сюжетосложение: сначала через передачу в игре знакомых сказок
и историй, затем через внесение изменений в известный сказочный сюжет (ввести
новые роли, действия, события), после чего перейти к совместному сложению новых
творческих сюжетов.
Уметь с небольшой помощью воспитателя или самостоятельно
договориться с играющими об общем игровом замысле, используя разнообразные
способы распределения ролей: считалки, жребий, выбор по желанию и интересам.
Уметь создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации.
Пользоваться предметами-заместителями, изготовлением игрушек-самоделок перед
игрой или по ходу игры, в зависимости от замысла игры. Передавать в роли не
только систему игровых действий и отношений, но и настроение, характер
персонажа (требовательный учитель, любящая мать, капризная или послушная
дочка).
Называть свою роль, определять словесно изображаемые
события, места расположения играющих («Здесь море, это корабль, он плывет к
волшебному острову; здесь замок волшебника»). В игре пользоваться приемом
условного проигрывания части сюжета — приемом «как будто» («Как будто мы уже
побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Использовать в играх
ряженье, придумывать детали костюмов, пользуясь при этом имеющимися
материалами. Стремиться к выразительной передаче игрового образа (движения,
интонация, мимика).
В театральных играх уметь с помощью педагога и самостоятельно
определять место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создавать игровую
обстановку (готовить простейшие декорации: домики, силуэты деревьев, цветными
шнурами или ленточками изображать реку, дорожку), согласовывать свои действия
с другими «артистами».
В режиссерских играх действовать и говорить от имени
разных персонажей, сочетать движения игрушек с речью. Ставить кукольные
концерты. Говорить, исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым
образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет
песенку тоненьким голоском).
В играх-имитациях выразительно передавать игровые образы,
имитировать характерные движения, -передавать в мимике и жестах различные
эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней;
мама-медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит
медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив).
К концу дошкольного возраста уметь творчески разворачивать
сюжет игры в воображаемом, словесном плане (речевое игровое фантазирование).
Например: «Как мы путешествовали на Луну»; «Наши приключения в волшебной
стране». Придумывать сюжетные линии, дополнять замыслы играющих, передавать
свои впечатления («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось...»; «Мы
увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть...»).
Игра-экспериментирование с разными материалами Игры с
водой, льдом, снегом. «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью
различных фильтров — бумаги, марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду и
получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях).
«Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды
получать кристаллы соли). «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на
веточках, опущенных в солевой раствор). «Царство цветных льдинок» (заливать
цветную воду в разные формочки и замораживать). «Брызгалки» (в мягких флаконах
из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать
соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.). «Соревнование мыльных
пузырей» (выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на
самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый). «Наливаем — выливаем»
(наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных
средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев). «Делаем фонтан» (с
помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом
наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже).
«Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы,
коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя
ветер разными способами, делая «бури»).
Игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные
зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком
солнечный зайчик другого ребенка). «Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в
темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь). «Цветные
сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала
фонарика). «Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных
зверей и птиц). «Рисование свечой» (вместе с воспитателем накапать воск на
поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор).
Игры с
магнитами, стеклом, резиной. «Испытание магнита» (экспериментирование с
магнитом: притягивание разных предметов, какие притягиваются, какие нет; проверка
подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие нет; через какие
преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду
и т.п.).
|