Содержание.
Отражение в сюжетно-ролевых играх разнообразных
бытовых сюжетов и новых впечатлений о жизни и труде людей (семья, магазин, детский
сад, парикмахерская, моряки). Участие в индивидуальных и подгрупповых играх
(2—3 ребенка). Построение сюжета из 4—6 смысловых эпизодов.
Проявление интереса к строительно-конструктивным
играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей,
мостов, домиков и пр.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.
Проявление интереса к театрально-игровой деятельности.
Участие в играх-имитациях (звери, птицы и пр.), в хороводных играх. Использование
элементарных режиссерских игр, разыгрывание придуманных сюжетов с игрушками.
Участие совместно с воспитателем в играх-драматизациях на темы любимых сказок
(«Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»). Участие в играх-экспериментировании
с различными материалами.
Игровые умения. До начала игры определять тему, сюжет,
распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно).
Уметь назвать игру, в которую играют; словесно обозначить выполняемую роль и
роли других играющих. Игровые действия согласовывать с принятой ролью. Использовать
различные предметы-заместители, а также осуществлять воображаемые действия и
принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже
покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»). По собственной
инициативе использовать в играх ряженье, маски, музыкальные игрушки (бубен,
металлофон, дудочки-свистульки).
В совместной игре с воспитателем включаться в разные
ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей,
меняться ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой
позицией (диалоги по телефону в разных ролях — мамы, папы, бабушки, детей).
Переносить игровой опыт в самостоятельные игры со сверстниками.
В творческих имитационных играх мимикой, жестами, движениями
передавать разное эмоциональное состояние персонажей. (Зайчик заблудился,
испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все радуются.)
Передавать в жестах и движениях физические особенности персонажей. (Летят
большие птицы и маленькие птички, идет по снегу большой медведь и маленькая
обезьянка.) Уметь жестом показать: маленькая бусинка, сахаринка, куколка — вот
такая; огромный снежный ком, дом, гора — вот такие. В играх на темы
литературных произведений стремиться выразительно передавать особенности
движений, голоса, эмоциональные состояния.
Уметь создавать игровую обстановку (устраивать комнату
для кукол, обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т.п.).
Проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес
к общему замыслу, действовать согласованно.
Речевые умения. Уметь отвечать на вопросы по поводу
игры, типа: «В какую игру ты играешь?»; «Что ты делаешь?»; «Какие игрушки тебе
нужны в этой игре?»; «Какие игры ты любишь?»; «Какая самая любимая игра,
игрушка?»; «С кем ты любишь вместе играть?» Уметь словесно обозначить тему
игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия.
Вступать в ролевой диалог, отвечать на вопросы и
задавать их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, вести негромкий
диалог с игрушками, комментировать их «действия», говорить разными голосами за
разные игрушки.
Уметь перечислить несколько знакомых игровых сюжетов,
хороводных и подвижных игр. Знать несколько считалок, использовать их в играх.
Игра-экспериментирование с различными материалами Игры
с водой, снегом, льдом. «Волшебная вода» (смешивание подкрашенной воды и
получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков). «Цветные капельки»
(капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности
и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки» (замораживание окрашенной
воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). «Ледяные
узоры» (замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и
рассматривание их). «Освобождение из плена» (размораживание разными способами
маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет — не
тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала). «Снежные
фигуры» (лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное
царство).
Игры с мыльной водой и пеной. «Мыльные пузыри» (пускание
мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных
катушек из-под ниток и пр.). «У кого пена выше и пышней» (выдувание воздуха
через трубочку и т. п. в мыльную воду с целью получения самой «большой» пены).
«Подушка из пены» (испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать
на поверхности пены).
Игры с зеркалом. «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом
поймать луч солнца и пустить «зайчика»). «Солнечные зайчики» (воспитатель и
дети пускают веселые солнечные зайчики). «Что отражается в зеркале» (пытаться
увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью
зеркала).
Игры со светом. «Театр теней», «У кого тень
интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью), «Прятки и
поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).
Игры со стеклами. «Мир меняет цвет» (рассматривание окружающего
через стекла разного цвета). «Таинственные картинки» (рассматривание картинок
через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения становятся
невидимыми). «Все увидим, все узнаем» (рассматривание предметов, картинок, знаков
через увеличительное стекло).
Игры со звуками. «Погремушки» (испытание: какие предметы
лучше гремят в коробочках из разных материалов). «Звонкие бутылочки» (испытать,
какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой,
песком, или по пустым). «Что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами
разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка,
переливания воды и пр.).
Дидактические игры
Содержание. Игры на сравнение предметов по различным
признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на
основе общих признаков (это — посуда, это — обувь; ленты одинаковой длины и
одинакового цвета и т.д.).
Составление целого изображения из 6—8 частей.
Составление «рядов» из одинаковых предметов по
убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине,
высоте, интенсивности цвета и т.д.).
Составление простого плана-схемы с использованием разнообразных
замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме»,
«Волшебные знаки»).
Элементарное планирование своей поисковой
деятельности, реализация образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки»,
«Уголки», «Уникуб» и др.).
Игровые умения. Принимать поставленную воспитателем игровую
задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Действовать
по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с
игровой задачей. (В случае затруднения ребенку следует помочь советом или
действием.)
|