В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем
многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,
театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих, в играх с
готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях, в
играх-экспериментировании.
Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка,
повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Задача состоит в том, чтобы создать условия для
активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески
воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности. Дать пищу для
развития сюжетно-ролевых игр — значит обогатить впечатления детей о социальном
мире, вызвать интерес, желание сделаться участниками тех или иных событий.
Такие впечатления дети получают в процессе экскурсий, наблюдений,
рассматривания картин, просмотра кинофильмов, из книг и рассказов воспитателя.
Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую
обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в
игре на правах равного партнера через игровой образ. Его влияние на игру
осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное —
сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание
вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой
обстановки.
Большое место отводится разнообразным играм с готовым
содержанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, хороводным,
дидактическим. Многие из них развивают мышление, память, воображение,
внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе
черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед
ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать
игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и
знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные
слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют
несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, успешно
осваивают учебную программу в школе.
Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием
и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях. Ежедневно воспитатель
планирует проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития их памяти,
внимания, самоконтроля, воображения.
В свободном пользовании детей должны находиться разнообразные
игры с готовым содержанием. Это позволит каждому найти для себя наиболее
привлекательные. Важно, чтобы в игровой среде старших дошкольников была
представлена группа игр, получивших название «развивающих»: «Уникуб», «Игровой
квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат»,
«Геоконт».
Направленность данных игр на развитие познавательных и
творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального
развития детей.
|