В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее
развитие и обогащение игр. Этому способствуют накопленный в предыдущие годы
игровой опыт и новые возможности ребенка.
Задача воспитателя — способствовать обогащению
самостоятельного игрового опыта детей. Необходимо решать эту задачу в трех
планах: во-первых, способствовать развитию всех компонентов детской игры
(обогащению арсенала игровых действий, сюжетов, тематики игр, умений
устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую
обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать
в реальной и воображаемой игровых ситуациях); во-вторых, создавать
содержательную основу для развития игровой деятельности: обогащать
представления детей о мире, расширять круг их интересов с помощью детской литературы,
просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество; в-третьих,
воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Игровой опыт каждого ребенка становится предметом осмысления
педагога. Он задает себе вопросы: почему ребенок играет постоянно в одни и те
же игры? Почему его игровые действия мало прогрессируют и сохраняют рисунок,
свойственный малышам? Почему ребенок всегда находится «в тени игры» и
выполняет только второстепенные роли или просто
Прыжки вверх с места......................0,2 м
Прыжки в глубину.........................0,4 м
Двигательные умения:
— Самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на
ориентиры;
— Сохранять исходное положение;
— Четко выполнять повороты в стороны;
— Выполнять общеразвивающие упражнения в заданном
темпе;
— Четко соблюдать заданное направление, выполнять
упражнение с напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коленях);
— Сохранять правильную осанку во время ходьбы, заданный
темп (быстрый, средний, медленный);
— Сохранять равновесие после вращений или в заданных
положениях (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене вперед, в сторону;
стоя на набивном мяче);
— Выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны;
при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;
— Энергично отталкиваться, мягко приземляться с сохранением
равновесия;
— Ловить мяч с расстояния 1,5 м, отбивать его об пол
не менее 5 раз подряд;
— Принимать исходное положение при метании;
— Ползать разными способами; подниматься по гимнастической
стенке чередующимся шагом, не пропуская реек, до 2 м;
— С разбега скользить по ледяным дорожкам;
— Надевать, снимать лыжи, переносить их под рукой;
— Передвигаться по лыжне скользящим шагом, подниматься
на горку ступающим шагом, «полуелочкой»;
— Погружаться в воду с головой;
— Выполнять 3—4 попеременных движения ногами
вверх-вниз, сидя в воде;
— Двигаться ритмично, в соответствии с характером и
темпом музыки.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок допускает существенные ошибки в
технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в
сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в
них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.
наблюдает за играми других? Ответы на эти вопросы
помогают воспитателю найти правильную тактику подхода к детям.
Наблюдая за играми детей, воспитатель помнит
особенности ребенка средней группы: он, как и младший дошкольник, любит
многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если
сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей
к новой игре. Пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Если же в
игре наблюдается снижение эмоционального фона, речевой активности, игра быстро
сворачивается,— это сигнал о необходимости дальнейшего развития игровых
интересов и воображения.
Ребенок среднего дошкольного возраста придает большое
значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в
игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных размеров, разного
пола, разных «профессий», наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды
транспорта, домашние и дикие животные. Следует иметь разнообразный
строительный материал, так как дети не только создают постройки, но и
используют крупный строительный материал для игровой планировки. В группе
необходим запас дополнительного игрового материала: коробок, бечевок, катушек,
палочек, лоскутков; все это находит применение в игре и способствует развитию
игровых замыслов и творчества.
Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья;
элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями
любимых литературных персонажей (Винни-Пух, Буратино). Это позволяет
самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды
сказок, мультипликационных фильмов. |