Основные задачи воспитателя:
— Развитие умений чистого интонирования в пении а cappella и на два голоса;
— Освоение навыков ритмического многоголосия посредством
игрового музицирования;
— Стимулирование самостоятельной деятельности детей по
сочинению танцев, игр, оркестровок;
— Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной
музыкальной деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста участвует в
играх на ритмическое многоголосие; слышит 2- и 3-дольный ритм и исполняет его
на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе
детей. Ребенок владеет приемами игры на ложках (от 2 до 5 ложек), на копытце,
ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных, клавишно-духовых, духовых и
струнных инструментах. Использует ритмические формулы, пользуясь записями на
нотном стане, различает звуковые символы — ноты.
Дети поют русские народные попевки и песни, детские
песенки как без сопровождения, так и на 2 голоса, с показом ступеней ручными
знаками, относительной сольмизацией. Владеют абсолютной сольмизацией, умеют
сольфеджировать попевки по нотам или с показом на 5 пальцах-«линеечках» как на
нотном стане. Умеют выложить ноты на нотном стане. Слышат интервалы, сыгранные
в любом регистре, понимают, состав интервала, могут спеть песенки на любой
интервал — «про мышку», «про кошку», «про медузу», «про оленя», «про носорога».
Дети много импровизируют в пении, танцах, на музыкальных
инструментах. Могут создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на
предлагаемые тексты; отбирать и соединять движения в танец; собираться по
несколько человек, распределять инструменты и создавать небольшие оркестровки.
В музыкальных играх и хороводах выступают сочинителями сюжетных ходов,
музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.
Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем
и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении
детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к
исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное
произведение показывает, что главным для ребенка становится не процесс участия
в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание
понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей
свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для
ребенка не игрой, а художественным творчеством. Важно поддерживать это
состояние как до, так и после выступлений детей.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок активен только в некоторых видах музыкальной
деятельности. Не узнает музыку известных композиторов. Имеет слабые навыки
сольфеджирования и вокального пения. Плохо ориентируется в пространстве при
исполнении и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и
пространственных отношений и т.д.
Отношения равенства и неравенства дети обозначают
знаками =, Ф, увеличение или уменьшение числа — знаками +, — (прибавить,
вычесть).
Естественно, что в содержании обучения преобладают логические
задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению
детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это
выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказать
равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное
число. Измерение (а не только сосчитывайте) является при этом ведущей
практической деятельностью.
Дети осваивают числа первого десятка. При этом следует
ориентироваться на развитие у детей числовых представлений, а не на формальное
усвоение чисел и простых действий с ними.
Освоение необходимой для выражения отношений, зависимостей
терминологии происходит в интересных ребенку играх, творческих заданиях,
практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях педагог организует
живое, непринужденное общение с детьми, исключающее навязчивые повторения.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического
содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих
способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать
закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть
результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в
содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в
самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на
самоконтроле и самооценке.
Задачи математического развития детей старшего дошкольного
возраста состоят в воспитании у них умений: самостоятельно применять доступные
им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью
освоения зависимостей между предметами, числами, строить простые высказывания
о сущности выполненного действия и т.д.; находить нужный способ выполнения
задания, ведущий к результату
танцев и перестроении с музыкой. Не принимает
активного участия в театрализации. Слабо развиты музыкальные способности.
Средний. Ребенок понимает средства музыкальной выразительности,
умеет проанализировать музыку. Узнает интонацию того или иного композитора, но
не уверен в своих ответах. Затрудняется проявлять активность на концерте,
вечере досуга, празднике. Иногда ошибается во владении приемами игры на детских
музыкальных инструментах. Интонирует чисто, но не солист.
Высокий. У ребенка развита культура слушательского восприятия.
Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.
Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической
и народной музыки, творчестве разных композиторов. Проявляет себя во всех
видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках. Активен в
театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие
почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных
ритмов, певучие диалоги или рассказывания. Проговаривает ритмизированно стихи и
импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных
импровизациях. |