Основные задачи воспитателя:
— Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение
детьми певческих навыков;
— Освоение детьми приемов игры на детских музыкальных
инструментах;
— Освоение элементов танца и ритмопластики для
создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;
— Стимулирование желания детей самостоятельно заниматься
музыкальной деятельностью.
Благодаря введению приемов сольмизации, дети 5-го года
жизни могут начинать попевки от любой ступени, соответственно перенося
мелодический рисунок в «нотный дом». У них хорошо развит артикуляционный
аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, с правильным
звукообразованием, построенным на умении расслаблять голосовые связки.
Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации,
включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором
без сопровождения детские песенки и русские народные песни одноголосно и с
элементами двухголосия.
Дошкольники ориентируются в игре двумя руками на металлофоне,
дровах, лесенке-дровах, резонаторе и клавишных инструментах. Умеют записать
простейший ритмический рисунок. Прочтение ритмослогами сопровождают игрой на
ударных: бубен, металлофон, лесенка, ксилофон. Каждый ребенок может стать
дирижером «импровизационного ансамбля» с игрой и пением, побуждая тем самым
друг друга к творчеству.
В соответствии с характером музыкального образа, дети
могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации
используют подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную
песенную интонацию.
Появляется важнейшее умение — перенос, — свидетельствующее
о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях
музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и
при домашнем музицировании и пении.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок прослушивает музыкальное произведение,
не вникая в его содержание. Музыка не вызывает соответствующего эмоционального
отклика. Ребенок отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в
определении характера музыкальных образов и средств их выражения. Поет на
одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.
Затрудняется в повторении заданного ритмического
рисунка. Проявляет минимальную творческую активность, пассивен, не уверен в
себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях,
танцах.
Средний. Ребенку не удается до конца проследить за
динамикой музыкального образа. Эмоциональные реакции не всегда адекватны.
Интерпретирует простую по содержанию и форме музыку, ожидает помощи взрослого.
Интонирует несложные мелодические обороты. Движения выполняет ритмично, но
просит повторить образец. Характеризуется репродуктивным, слабо связанным с
музыкой исполнением ролей в музыкальных играх, хороводах, драматизациях.
Высокий. Ребенок понимает структуру музыкального произведения
и может установить связь между средствами выразительности и содержанием
музыкально-художественного образа. Различает выразительный и изобразительный
характер в музыке. Владеет элементарными вокально-хоровыми приемами в области
сольмизации, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов. Ритмично
музицирует и понимает изображения ритмослогов, слышит сильную долю в 2-,
3-дольном размере. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в
самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на
инструментах, в движении и пении. |