Программа обучения английскому языку
предназначена для дошкольников 5-6 - летнего
возраста и учитывает психофизиологические
особенности детей этого возраста.
Психологи отмечают, что восприятие, память и
внимание детей 5-6, так же как и 3-4 лет, все еще
носит непроизвольный характер. К концу
дошкольного периода у ребенка появляются
произвольные формы психологической активности:
он самостоятельно ставит цель - запомнить и
вспомнить. Желание ребенка запомнить надо,
всячески поощрять, это залог успешного развития
не только памяти, но и других познавательных
способностей: восприятия, внимания, мышления,
представления и воображения. Появление
произвольной памяти способствует развитию
культурной (опосредованной) памяти - наиболее
продуктивной формы запоминания.
Дети 5-6 лет еще не в полной мере управляют своим
восприятием, с трудом могут самостоятельно
анализировать тот или иной предмет. Характерной
особенностью внимания остается выбор внешне
привлекательных, ярких предметов.
Сосредоточенность внимания зависит от
устойчивости и сохранения интереса к
воспринимаемым объектам. Отсюда так важен выбор
наглядности в работе с дошкольниками,
доступность, яркость, оригинальность материалов.
Что касается речи, то обучение иностранному
языку дошкольников существенно отличается от
обучения в начальной школе. Многие
основополагающие речевые умения и навыки им еще
недоступны. Вследствие этого детям 5-6 лет трудно
выстроить усложненные логические цепочки,
заменять слова в однотипных фразах, воспринимать
фразу как набор лексических единиц и т.д. Задача
дошкольного образования состоит не столько в
максимальном ускорении развития ребенка, не в
формировании сроков и темпов перевода его на
"рельсы” школьного обучения, сколько в создании
каждому дошкольнику условий для наиболее
полного раскрытия его возрастных возможностей и
способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания
отличается своеобразием: он происходит
эмоционально-практическим путем. Ребенок
стремится к активной деятельности, и важно не
дать этому стремлению угаснуть, необходимо
способствовать его дальнейшему развитию. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, чем
более она значима для ребенка и отвечает его
природе, тем гармоничнее и успешнее протекает
его развитие, реализуются потенциальные
возможности.
На протяжении всего обучения английскому языку
сохраняется единство форм и видов работ, при этом
доминируют наглядность и образность, так как
фраза в основном воспринимается детьми не как
набор лексических единиц, а как бок, нечто единое,
целое, как образ. Учитель способствует
интенсивному интеллектуальному,
эмоционально-личностному развитию детей.
Совершается естественное вызревание таких
перспективных новообразований, как произвольное
поведение, способность к логическому мышлению,
самоконтролю, творческому воображению, что
составляет основу для начала систематического
обучения в начальной школе. Важнейшим
проявлением самостоятельности детей является
творчество, из этого вытекает задача учителя -
развивать интерес детей к творчеству.
Цели и задачи обучения
Основной целью курса является ознакомление
детей с лексикой, доступной и соответствующей их
уровню развития, введение элементарных языковых
конструкций, воспитание и развитие личности
посредством приобщения к культуре англоязычных
стран, ознакомление с детским фольклором.
Данные цели определяют основные задачи курса:
- воспитательная;
- поведенческая;
- познавательная;
- организационная;
- лингвистическая;
- развитие памяти;
- развитие элементарной логики.
- Учитель создает в группе ситуации
гуманистической направленности, побуждающие
детей к проявлению заботы, внимания, помощи,
обогащая этим нравственный опыт детей и развивая
эмпатию.
- Старшие дошкольники способны освоить
элементарные правила культуры поведения и
общения. Они начинают делать выводы об
особенностях правил поведения и вежливости в
других странах. Им становятся понятны мотивы
выполнения правил и норм.
- Дети интересуются событиями прошлого и
будущего, жизнью и традициями разных народов,
животным и растительным миром разных стран.
- Учитель направляет работу коллектива, создает
особый настрой в группе дошкольников для
развития умений и навыков качественного
обучения английскому языку как в большой группе -
12-14 дошкольников, так и в малых командах - по 5-6
детей.
- В старшем дошкольном возрасте дети достаточно
свободно владеют родным языком, активно
используют бытовую лексику. Точное и правильное
называние предметов является хорошей базой для
введения, активизации и закрепления ее в
английском языке. Дети знакомятся с основными
звуками фонетического строя языка, и идет
дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.
Формируются умения понимать несложные команды
учителя и реагировать на ряд элементарных
вопросов.
- Особое место на занятиях отводится математике.
Дети осваивают счет до 12, учатся обратному счету,
закрепляют последовательность цифр, отгадывают
их по написанию, разбираются в составе числа,
решают простейшие задачи и примеры. Одновременно
учитель предлагает описать различные
геометрические фигуры, учит определять форму
предмета, составлять алгоритм выполнения
заданий
- Учитель направляет работу на формирование
навыков понимания элементарных языковых явлений
и учит сопоставлять целостные конструкции,
которые являются более сложными, нежели на двух
предыдущих этапах обучения. При этом развивается
языковая память (фотографическая, образная,
графическая, словесная) и творческие
способности, расширяется кругозор детей и
уровень их общей культуры.
Виды и формы работы
Реализации поставленных задач способствует
целый ряд наиболее эффективных практических
методов, приемов, форм и средств обучения. При
этом необходимо учитывать индивидуальные
особенности детей, их общекультурное развитие и
связи с семьей.
Основными видами деятельности детей 5-6 лет
являются:
- игра;
- общение со взрослыми и сверстниками;
- экспериментирование;
- предметная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- художественно-театральная деятельность;
- детский труд.
Все эти виды деятельности занимают ключевое
место в программе. Учитывая их, можно выделить
основные приемы работы на занятиях английским
языком:
- имитация;
- использование игр;
- создание ярких запоминающихся образов.
Проводится систематическая работа по развитию
фонематического слуха. Учитель создает
визуальные, музыкальные, пластические, слуховые,
художественные образы и пользуется
невербальными средствами обучения: картинками,
игрушками, плакатами, постерами, видео- и
аудиоматериалами, предметами.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют
во всем многообразии игр:
- развивающие языковые игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- строительно-конструктивные игры;
- режиссерские игры;
- театральные игры;
- игры-драматизации;
- народные игры;
- хороводные игры;
- развивающие игры;
- игры с готовым содержанием и правилами;
- подвижные игры и спортивные развлечения;
- игры-экспериментирование.
Большое место отводится разнообразным играм с
готовым содержанием и правилами. Многие из них
развивают мышление, память, воображение,
внимание, способность к самоконтролю, сравнению,
классификации. Игры с готовым содержанием и
правилами содержат в себе черты будущей учебной
деятельности. В них ребенок должен понять
стоящую перед ним задачу, осознать игровые
правила: соблюдать очередность, учитывать
запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только
по "своим”дорожкам, не произносить запретные
слова, следить, чтобы правила соблюдались всеми
играющими, контролировать себя, добиваться
выигрыша и первенства. Замечено, что старшие
дошкольники, умеющие играть в разные игры с
правилами, успешно осваивают программу в
начальной школе.
Разыгрывание в творческих театральных,
режиссерских играх и играх- драматизациях
сюжетов сказок, спектаклей с куклами, игрушками -
самоделками, пальчиковый театр или
костюмированные вечера хотя и трудоемки по
подготовке, но очень полезны, т.к. стимулируют
мотивацию и готовность к говорению на
иностранном языке.
Принципы работы
В ходе занятий с детьми 5-6-летнего возраста
следует учитывать следующие принципы работы:
- обязательное использование всевозможных
средств поощрения, как вербальных, так и
материальных;
- формирование у детей положительного образа
учителя, что повышает рефлексивные способности
ребенка;
- имитирование речи учителя на родном языке до
5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на
английском языке до 90%;
- системное введение лексики по схеме: первое
занятие - 4 слова, второе занятие-закрепление,
последующие занятия - активизация с
использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых
слова;
- учет особенностей кратковременной памяти детей
на данном этапе развития, системное возвращение
к ранее пройденному материалу и включение его в
последующие занятия;
- обязательное обучение как усеченным, так и
полным речевым структурам, что способствует
развитию навыков говорения;
- предпочтение группового обучения; введение
парного обучения как важнейшего элемента
успешного обучения говорению в начальной школе
(такая работа помогает установить благоприятный
психологический климат в группе и снимет
языковые барьеры);
- умении организовать свою учебную деятельность,
развивать быстроту реакции на команды и вопросы
учителя.
Виды работы на занятиях английским
языком
- Работа над произношением: скороговорки,
рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
- Работа с предметами: описание, диалог с
игрушкой, игры и сказки.
- Работа с картинками: описание, детализация,
диалог, игры, сравнение.
- Разучивание и декламация стихов, потешек,
считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов,
разножанровая декламация (в том числе
оптимистическая, печальная, сердитая),
соревнования в командах и парах.
- Разучивание песен: конкурс исполнителей,
караоке, командный турнир, инсценировка.
- драматизация коротких рассказов, историй,
сказок и пьес: пальчиковый театр, маски,
костюмированные шоу, концерт для показа
родителям и сверстникам.
- Подвижные игры: игры с мячом, "цепочка” с
игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и
хороводы, команды в движении.
- Спокойные игры: настольные, лото, загадки,
кроссворды.
- Творческие и ситуативные игры: ролевые игры,
интервью, бытовые сюжеты.
- Рассказ по картинке: сопоставление, описание,
сравнение, воображение с прогнозированием.
- Изучение букв и звуков: письмо в тетради,
рисунки слов на заданные буквы или звуки,
штриховка букв, видеокурс по отработке алфавита.
Структура и содержание курса
Выбор тематики и уровня
лексико-грамматического материала учитывает
особенности развития дошкольников, их интересы и
мотивацию. От также связан и соотнесен с
учебно-методическими планами по развитию
познавательных способностей и речи детей на
русском языке в группе детского сада.
Исходя из опыта обучения дошкольников
5-6-летнего возраста английскому языку,
представляется целесообразным ввести следующие
темы:
- приветствие;
- время суток;
- времена года, погода;
- цвета;
- знакомство, возраст;
- цифры, счет;
- режим дня;
- дикие животные;
- домашние животные;
- игрушки;
- прилагательные;
- одежда;
- мебель;
- все для дома;
- семья;
- транспорт;
- игры и спорт;
- растения и насекомые.
Увеличение объема лексического материала и
расширение грамматических конструкций на
завершающем этапе происходит путем поэтапного
введения их в ходе занятий с последующими
активизацией и закреплением, примерно на 40%
больше, чем на предыдущем этапе. К концу третьего
этапа обучения дошкольниками усваивается около
200 лексических единиц.
Занятия с детьми-дошкольниками следует
проводить не реже 3 раз в неделю
продолжительностью до 30 минут. Эффективнее всего
организовать их с 10 до 12 часов утром в группе из 6-7
человек.
Контроль предполагается вести как текущий в
виде соревнований и турниров, так и итоговый
после прохождения каждой темы. Этот контроль
может быть в форме праздника, утренника, или
концерта, спектакля с приглашением воспитателей,
родителей и младших дошкольников. В ходе
контроля повторяются лексико-грамматические
структуры и выявляются конструкции, нуждающиеся
в дополнительной отработке.
Тема |
Грамматические конструкции |
Лексика, стихи, песни, танцы,
игры |
Приветствие |
How are you? 1 am fine, thank you. See you later/next week |
Good morning /afternoon/ evening /night, hello, hi, nice to
see / meet you, good-bye. Poems - Шёл англичанин, Good morning. |
Время суток |
In the morning, afternoon, evening, at night/3 o'clock
What's the time? It's..I am in a hurry |
Morning / afternoon / evening /night, hurry, 1-12 o'clock
Poems-In the morning, Good morning. Good night. Breakfast in the morning. Songs - Listen
to the clock, К моим ресничкам сон прилип. |
Времена года, погода |
What season/day is it? What is the weather? It's |
Winter, spring, summer, autumn, Sunday, Monday. Tuesday,
Wednesday. Thursday, Friday, Saturday; January, February, March, April. May, June. July,
August, Septembei, October, November, December, cold, hot Poems - Seasons. С ветки
березы Songs - Ram, Rainbow. |
Цвета |
What colour is the? The…is... Show smth black. What colour
is missing? |
Red, white, black, brown, grey, green, yellow, orange,
violet, put pie, dark/light. Poems - Touch your head. Я рисую твой
портрет, Mr. Green. Game - Show smth white |
Знакомство, возраст |
I am Lilya. I am from Russia. My/his/her name/surname is...
I am 6.I live in St. Petersburg in... Street. What is your name? |
1, he, she, we, name, surname, from, boy/girl/man/woman,
Russia, America, Africa. Songs - What is your name? Это я, если дружишь
ты... Where are you from? Poems - Шли мы рядышком, если спросят. |
Цифры, счёт |
How many/much? |
1 -12,1 plus 2 is three. 5 minus 4 is 1 Poems - Little
Indians, 5 Fat Sausages, Little Dogs, I Caught a Hare, Ten Little Men, We Have 10 Little
Fingers. Game - Potatoes |
Режим дня |
When do you clean your teeth? It's time to ride a bike. |
Sleep, get up, go to the bathroom/kitchen /your room/the
kindergarten/ bed, brush your hair, turn on/off the tap, take soap/your towel/a shower/ a
bath/your brush, wash your face/hands /neck/ eyes/ears/cheeks/chin, clean your teeth,
dress, have breakfast/dinner/supper, drink |
Дикие животные |
It is a ... The wolf is grey. |
Tiger, lion, elephant, kangaroo, zebra, panda, wolf, fox,
squirrel, hare, hedgehog, mouse, bird, gorilla, octopus, fish, monkey, duck, parrot,
crocodile, frog, camel, giraffe, hippo, bear. Poems - Elephant We are off to the Zoo.
Songs - Have you Ever Seen a hippo? |
Домашние животные |
Is it a...? Yes, it is. No. It isn't. |
Cow, horse, hen, chicken, cock, goose, rabbit, sheep, goat,
rat, cat. kitten, dog, puppy, pig. Poems - Piggy. Little Mouse, Pussy Cat Songs - Red Hen.
Listen, Black Sheep, Hey. Diddle, diddle. Tale-The House In The Wood |
Игрушки |
I have got a ... My…is little. |
House, ball, doll, top, brick, yo-yo, robot, game boy,
clock, bear Poems - Teddy bear, Humpty - Dumpy. Game - Shop |
Прилагательные |
My doll is ... |
Big/little, short/tall/long, ugly/beautiful, clever/stupid,
noisy/quiet, new/old /young, strong/weak, fat |
Одежда |
What are you wearing? I am wearing… |
Shirt, skirt, shorts, socks, tights, shoes, sandals, boots,
pajamas, costume, coat, trousers, blouse, dress, jacket, sweater |
Мебель |
Where is the toy? It's on/in/under the chair. |
Table, chair, sofa, desk, bookcase, floor, wall, ceiling,
window, door, chest of drawers, bed. Poem - Взяться я решил за ум |
Все для дома |
What is it? |
Dustpan, blanket, pillow, pen, pencil, copy-book, bag, rug,
picture, radio, television, iron, book, towel |
Семья |
Have you got a...? Yes. 1 have No, I haven't. |
Mother, father, sister, brother, daughter, son, grandmother,
grandfather, aunt, uncle Poems - I've Got. My Dear, Dear Mother Songs - Важной
тайной одной |
Транспорт |
Go by |
Tram, train, bus, car, lorry, plane, helicopter, bulldozer,
bike, scooter |
Игры и спорт |
1 like to play... |
Football, basketball, tennis, table tennis, skip, skate,
badminton, hop, jump, run, ride a bike, hockey, snowballs, do exercises, turn around, clap
your hands Poems - Hands up. My Hands Upon My Head, Head and Shoulders Dance - Clap your
hands |
Растения и насекомые |
|
Tree, flower, violet, rose, bee, fly, butterfly, dragonfly,
bumblebee, lady-bird, grasshopper, spider, mosquito |
Еда |
1 don't like... Give me a pear, please
Here you are
Not at all. |
Soup, porridge, bread, jam, cheese, milk, chocolate,
sandwich, pizza, sugar meat, tea, juice, cucumber, tomato, potato, beet, turnip, grapes,
strawberry, apple, pear, plum, apricot, peach, lemon, orange, banana, salt, popper fish
pumpkin, biscuits, cabbage, carrot, chicken, ice-cream, pie coffee salad |
Методическая литература, учебный комплекс и
наглядный материал, используемые на занятиях по
английскому языку в детском саду:
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных
способностей школьника. Ярославль, 1996.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. М.:
Просвещение, 1992.
- Чего на свете не бывает. Под ред. О.М.Дьяченко,
Е.П.Агаева. М.Просвещение, 1991.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического
мышления детей. Ярославль: Тринго, 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных
способностей детей. Екатеринбург, 2003.
- Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. УМК Как детишек нам
учить по-английски говорить. СПб.: КАРО, 2002.
- Иностранные языки в школе, 1990-2004 , НМЖ М.
- Верещагина И.Н. УМК "Анлгийский-1”, М.:
Просвещение, 2001.
- Уолт Дисней. Большой словарь Диснея;
- Английский для малышей - 1, 2. Мастерская Игоря
Шадхана, 2000.
- Английский для малышей. Видео для дома, 2000.
- "Счастливый английский” лото.
- Учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным
креплением.
- Английский для дошкольников”, Т.В.Земченкова,
Москва: ВАКО, 2008.
|