Пояснительная записка
Рисование – важнейшее средство
эстетического воспитания. А художники Древней
Греции считали, что обучение рисованию
необходимо не только для многих практических
ремесел, но и для общего образования и
воспитания.
Изобразительная деятельность стоит среди
самых интересных видов деятельности
дошкольников и младших школьников. Она позволяет
ребенку выразить в рисунках свое личное
впечатление об окружающем мире. Вместе с тем,
изобразительная деятельность имеет неоценимое
значение для всестороннего развития детей,
раскрытия и обогащения его творческих
способностей.
Актуальность данной программы обусловлена тем,
что дети дошкольного и младшего школьного
возрастов еще не умеют правильно держать
инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не
владеют рациональными способами движения руки
при рисовании, отчего эти движения часто бывают
неуверенными, неточными, скованными, что в свою
очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение
руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое
владение инструментом, своей рукой, незнание
материалов, способов рисования ими, их
выразительных возможностей вызывает
затруднения при решении изобразительных задач,
мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
Анализ процесса изображения показывает, что
для создания рисунка необходимо наличие, с одной
стороны: отчетливых представлений о тех
предметах и их качествах, которые должны быть
нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти
представления в графической форме на плоскости
листа бумаги, подчинить движение руки задаче
изображения. Следовательно, требуется не только
специальная организация восприятия детей с
целью образования нужных представлений, но и
развитие движений руки, формирование
графических навыков и умений.
Поэтому овладение графической стороной
рисования является важным условием,
обеспечивающим творческое решение
изобразительной задачи, развития способности к
рисованию. Реализация поставленных ребенком
целей и задач способствует полноценному и
разностороннему развитию.
Также важно отметить, что стандартные
программы дошкольного и школьного обучения
имеют общеобразовательный характер. В отношении
изобразительного искусства занятия
ограничиваются как временными рамками, так и
узкой направленностью. Данная программа
расширяет вариативную составляющую часть
дошкольной и школьной программ по
изобразительному искусству.
Стоит отметить, что практически во всех
населенных пунктах Мурманской области, в том
числе в ЗАТО Североморск, не решен вопрос полного
обеспечения местами в детских садах. Каждый год
количество детей, нуждающихся в устройстве, не
уменьшается. В связи с этим многие дети не
получают полноценного дошкольного образования,
идя в школу неподготовленными. Результатом чего
может являться плохое усвоение школьного
материала, в том числе и на уроках рисования, что
может привести к потере интереса к
изобразительной деятельности. Данная программа
позволит детям, не попавшим в детский сад,
получить полноценное эстетическое дошкольное
образование и сохранить интерес к данной
деятельности.
Таким образом, реализация данной программы
позволит детям получить более широкое
представление об изобразительном искусстве,
также позволит попасть в коллектив
единомышленников, которые настроены на процесс
творения, эстетического познания и расширения
мировоззрения. Мир перестанет быть ограниченным
рамками семьи, детского сада, школы или двора.
Ребенок начнет иначе осознавать себя в социуме и
окружающем мире.
Цель образовательной программы – развитие
творчества, эстетического вкуса, чувства
образного представления и воображения
посредством обучения детей изображению
предметов и явлений как образного отражения
жизненных впечатлений.
Достижение поставленной цели предполагает
решение ряда задач:
- научить владеть средствами художественной
выразительности;
- научить составлять законченную композицию по
эскизам и выполнять ее разными изобразительными
средствами;
- формировать интерес к изобразительному
искусству;
- углубить и расширить знания о некоторых
приемах работы в творческой деятельности.
- формирование нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное в жизни;
- формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные
особенности;
- формировать чувство самоконтроля,
взаимопомощи.
- развитие у детей фантазии, образного мышления;
- формировать эстетический и художественный
вкус;
- содействовать формированию всесторонне
развитой личности.
Исходя из поставленных задач, важнейшими
принципами построения программы являются:
- научность и доступность: использование на
занятиях доступных для детей понятий и терминов,
учет уровня подготовки, опора на имеющийся у
учащихся опыт от простого к сложному;
- системность, последовательность и доступность
в освоении трудовых приемов: изучение нового
материала опирается на ранее приобретенные
знания;
- гуманистический характер отношений педагога и
ребенка: ребенок рассматривается как активный
субъект совместной с педагогом деятельности,
основанной на реальном сотрудничестве, уважении
к личности и демократическом стиле
взаимоотношений педагога с детьми;
- принцип природосообразности - предполагает
учет возрастных и индивидуальных особенностей,
задатков, возможностей детей при включении их в
различные виды деятельности;
- разнообразие и приоритет практической
деятельности;
- поощрение творческих достижений обучающихся,
самостоятельности при выполнении творческих
практических работ;
- принцип модульного построения содержания
программы;
- принцип индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении;
- принцип осмысленного подхода учащихся к
творческой работе, ходу ее осуществления и
конечному результату.
Этапы обучения
Данная программа рассчитана на 2 года обучения
для детей возраста 5-7 лет.
В образовательной программе "Юный художник”
распределение учебной нагрузки представлено
следующим образом:
- 1 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часа) х 36
недель = 72 часа;
- 2 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часа) х 36
недель = 72 часа;
Один академический час занятия в группе равен 35
минутам астрономического времени.
Форма занятий – групповая. В
объединение принимаются все желающие дети 5–7
лет по заявлению родителей или лица их
заменяющего.
Количество обучающихся групп составляет
12 человек.
Для достижения поставленных цели и задач
предусматривается отбор основных форм
совместной деятельности педагога и обучающихся
на занятиях в объединении "Юный художник”. В
связи с этим особое место занимают следующие
формы работы:
Формы работы |
Индивидуальные: индивидуальная помощь
и консультация учащихся. |
Групповые: работа в составе малых групп
– парная, группы по 3-4 человека; по возрастам; по
уровню освоения программы. |
Творческие задания: фантазийное
рисование, рисование на заданную тему с
самостоятельным выбором сюжета. упражнения на
развитие визуальной памяти и воображения. |
Экскурсии: в выставочные залы, музеи, в
художественные мастерские. |
Конкурсы: среди воспитанников
объединения и учреждения, городские, областные,
всероссийские, декоративно-прикладного
творчества; конкурсы семейного творчества |
Программа включает в себя основы:
- изобразительного искусства,
- лепки,
- аппликации,
- оригами,
- декоративно-прикладного творчества.
На первом году обучения уделяется
большое внимание развитию мелкой моторике рук,
вниманию, эмоциональному настрою,
результативности, т.к. в скором времени детям
предстоит учиться в школе, необходимо привить им
сознание собственной успешности,
состоятельности, уверенности в себе.
На этом этапе дети знакомятся с основами
рисования, обучаются основам графики и живописи:
учатся работать с карандашами, мелками,
приобретают умения действовать кистью, красками:
акварелью и гуашью, раскрывают волшебство
появления цвета при помощи смешивания красок.
Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт,
пейзаж.
При работе с бумагой дети знакомятся с техникой
выполнения аппликации, развивают глазомер,
приобретают чувство формы, ритма, учатся
соотношению частей и целого, умение действовать
карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой,
приклеивать детали.
Лепка способствует у детей развитию группы
мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке
навыков работы с различными материалами и умений
пользоваться простейшими инструментами,
расширению кругозора детей, ребята учатся
соразмерять детали по толщине и длине,
формируются навыки сравнения, анализа.
На втором году обучения сюжеты работ
усложняются, количество персонажей
увеличивается.
В связи с усложнением композиции, растут
требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма.
Дети узнают новые оттенки различных цветов,
учатся их составлять. Закрепляются знания
полученные ранее.
Повышается сложность выполняемых работ, чаще
используются смешанные техники. Дети начинают
осваивать приемы рисования с натуры.
На занятиях лепкой дети узнают о новых
материалах используемых в лепке и способах их
обработки. С использованием новых инструментов
усложняется и выполняемая работа. Время на её
создание требуется больше. Сделанные работы
носят утилитарный характер – это картинки и
игрушки.
На занятиях аппликацией дети знакомятся с
таким техническим приёмом изобразительного
искусства как коллаж.
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники должны знать:
- основные приемы и способы рисования;
- основы цветоведения;
- основные признаки композиции;
- понятия: орнамент, ритм, контраст;
- технологии работы с бумагой, картоном и
другими материалами;
- операции работы с различным прикладным
материалом;
- правила санитарии, гигиены и техники
безопасности.
Должны уметь:
- готовить рабочие место и распределять труд по
операциям;
- работать с предлагаемым инструментом и
материалом;
- выполнять основные приемы лепки, аппликации,
бумагопластики;
- создавать работы по собственному замыслу,
используя различные техники;
- работать над созданием коллективных работ.
Результатом деятельности коллектива могут
служить выставки, а также активное участие в
различных конкурсах.
Концентрическое построение программы предлагает
постепенное расширение и углубление знаний,
совершенствование творческих умений и навыков
детей от одной ступени к другой. Учащиеся
включены в различные сферы деятельности:
репродуктивную, творческую, познавательную,
практическую и т.д.
Главная форма работы – игра,
результатом которой является выполненная
работа. Каждый год обучения – это этап не только
освоение теоретических и практических основ
разнообразной деятельности, это этап развития
личности ребёнка, его творческих способностей.
Техническое оснащение программы
Материально-техническое оснащение кабинета:
наличие необходимого освещения, рабочих мест
(мольбертов), водоснабжения, инструментов и
материалов, используемых в процессе обучения,
специализированная мебель для их хранения,
школьная настенная доска, рамы различного
размера для оформления работ и проведения
выставок.
В качестве дидактического материала
необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению
поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями
художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература
Применяемые средства, инструменты и расходные
материалы:
Для проведения теоретических и практических
работ по темам программы используются
разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты |
Материалы |
- ластик;
- точилка для карандашей;
- ножницы;
- кисти "Белка”, "Щетина”, "Пони” №№ 1- 12
плоские и круглые;
- палитра;
- емкости для воды;
- стека;
- предметы, дающие фигурный оттиск на готовом
изделии;
- пластиковые дощечки разного формата;
- полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
- сито;
- бесцветный лак;
- оргалит;
- мольберты;
- рабочие столы;
- магнитная доска;
- муляжи и макеты для постановки натюрмортов;
|
- простой карандаш;
- альбом для рисования;
- бумага для рисования акварелью;
- бумага для рисования гуашью;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- акварель художественная;
- гуашь художественная;
- пластилин;
- цветная бумага;
- цветной картон;
- мука;
- соль;
- клей – карандаш;
|
Список литературы.
1. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в
детском саду / Н. Г. Третьякова. - М. : Академия
Развития, 2009. - 128 с.
2. Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного
возраста рисованию животных по алгоритмическим
схемам / Н. В. Шайдурова. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 64
с.
3. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7
лет / Т. В. Королева. - М. : Сфера, 2009. - 112 с.
4. Основные требования к составлению
образовательной программы. //Письмо Министерства
образования РФ от 18 июня 2003г.№28-02-484/16
5. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике
рисования/ Т.С. Комарова – М., Педагогическое
общество России, 2005
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в
детском саду/ Т.С. Комарова – М., Мозаика – Синтез,
2006
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко – М.,
Владос, 2003
8. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/
Е.А.Янушко – М., Мозаика – Синтез, 2007
9. Ашикова С. Подружись с карандашами/ С.
Ашикова// Дошкольное воспитание – 2004. - №4, с. 19- 23
10. Казакова Р.Г. "Рисование с детьми
дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий” ООО "ТЦ
Сфера”, 2009г.
11. Борисова Е. "Развиваем творческие
способности старших дошкольников в рисовании”
Дошкольное воспитание. – 2002. – №2
12. Доронова Т.Н "Обучаем детей изобразительной
деятельности” – М., 2005. – 96 с.
|