Эта комплексная программа создана в Пермском государственном
педагогическом институте. Ее авторы Н. А. Крылова и педагог-новатор из
Санкт-Петербурга В. Т. Иванова.
Основная цель данной педагогической системы — содействовать
всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника
педагогического процесса с помощью умелой организации всей жизни и
деятельности ребенка и его старших наставников (педагогов и родителей).
Авторы рассматривают педагогический процесс как целостное явление,
стремясь преодолеть межпредметную и междеятельностную раздробленность
различных направлений в воспитательно-образовательной работе с детьми. И
осуществить это предлагается на основе обобщения, систематизации и
интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта.
Как следует из названия, основная цель программы — создать новый тип
детского учреждения — Дома радости, где каждый ребенок может развиваться
как неповторимая уникальная личность. Авторы программы на основе
комплексного подхода стремятся преодолеть сложившуюся на практике
межпредметную разобщенность и построить целостный педагогический процесс
в каждой возрастной группе в тесном содружестве с семьей.
Основной акцент в программе делается на индивидуальных обучающих
занятиях с детьми. Такие занятия, по мнению авторов, не исключают и
фронтальных форм обучения, но те и другие должны в первую очередь
обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, авторы
предлагают игровое, сюжетное обрамление самых разных моментов жизни
детей.
Специфика данной программы состоит в том, что впервые воспитатели
получили новую форму организации труда — план-сценарий. Авторы
предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и детей,
предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими
подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально.
Авторы постоянно подчеркивают одну правильную мысль: «Никого ничему
научить нельзя! Можно только научиться самому!» Это значит, что каждый
ребенок должен сам стать субъектом воспитания и обучения. А стать
субъектом можно только в самостоятельной деятельности, когда ты сам
выбираешь цель, средства, способы деятельности и сам оцениваешь ее
результат. Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы
предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой
деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это — ладонь, вернее
пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов
структуры деятельности. Мизинец означает цель деятельности (что хотим
сделать); безымянный палец — материал или предмет (из чего будем
делать); средний — средства деятельности (чем надо делать);
указательный палец символизирует способ и порядок действий (как надо
делать по порядку) и, наконец, большой палец, поднятый вверх, означает
достигнутый результат, его оценку (что получилось). Дети быстро
осваивают такую наглядную модель и охотно используют ее в разных видах
своей деятельности. В организации жизни такого детского сада гибко сочетаются
индивидуальные и коллективные формы работы с детьми. Воспитание нацелено
на удовлетворение важнейших индивидуальных потребностей ребенка,
направленных на «обогащение себя»: потребностей в познании,
самоутверждении, в игре, в общении. Однако наиболее благоприятным
условием для удовлетворения этих потребностей и для проявления
индивидуальности ребенка авторы считают коллектив и совместную
деятельность с другими детьми, которая направляется педагогами на основе
принципов педагогики сотрудничества. Таким образом, через развитие
каждого ребенка осуществляется развитие детского коллектива.
Содержание программы разделено на три возрастных периода: младший,
средний и старший дошкольный возраст. Программа для каждого периода
оформлена в четыре книги (полный комплект программы включает 12 книг). В
них рассматриваются особенности развития детей каждого возраста,
своеобразие педагогического процесса в разных возрастных группах.
Центральная часть программы представляет собой расписанный по дням
сценарий деятельности воспитателя на весь учебный год. Подробно
описывается организация режима дня, занятий по разным методикам, а также
свободной деятельности детей. Программа снабжена многочисленными
приложениями (перечни пособий, игр и игрушек, хрестоматия по литературе и
т. д.). Впервые программа была издана в 1992 г. в Перми. В настоящее
время она получила достаточно широкое распространение в массовой
практике по всей стране.
|