Данная программа разработана авторским коллективом под руководством
доктора педагогических наук Р. С. Буре. По замыслу авторов, программа
направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских
отношений дошкольников. При определении конкретных задач и содержания
программы за основу взято положение А. В. Запорожца о роли социальных
эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Дети должны
научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников,
учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком
интересов и трудностей других способствует, по мнению авторов,
воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам,
т. е. развитию социальных эмоций. Таким образом, главная задача
педагогического процесса — формирование гуманных чувств, что достигается
путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с
помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков.
Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:
§ эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
§ сформированность положительных взаимоотношений между детьми,
дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности
и спокойствия;
§ организация совместной деятельности дошкольников, когда часто
возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам,
получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает
возможность продемонстрировать детям способы проявления
доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций,
оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной
деятельности особое значение придается формированию партнерских
отношений;
§ уважение права ребенка на развитие его индивидуальности,
признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества. В программных положениях отражены и особенности социально-личностного
развития каждого возрастного периода дошкольного детства. Учитывая
сложность и неразработанность методов морального воспитания в
педагогике, авторы предлагают методические рекомендации по отдельным
направлениям работы с детьми. Коротко рассмотрим эти направления.
Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного эмоционального микроклимата в группе детского сада
Общение со значимым взрослым имеет исключительно важное значение для
дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками,
организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный
комфорт в группе. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к
эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его
поведение, понимать причину его душевного дискомфорта и выбирать
наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму
педагогического воздействия.
Авторы программы «Дружные ребята» выделяют три типа ситуаций, которые
наиболее часто вызывают эмоциональный дискомфорт. Авторы анализируют
причины их возникновения, рекомендуют приемы, помогающие преодолеть
эмоциональное неблагополучие ребенка.
Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении и эмоциональной близости со взрослым.
В этих случаях педагогу рекомендуется особенно радостно встречать
ребенка, проявлять особое внимание к нему, оказывать поддержку во всех
его начинаниях.
Второй тип проблемных ситуаций возникает из-за неудовлетворенности
потребности ребенка в общении со сверстниками, из-за недостатка их
признания и оценки. Для преодоления этих трудностей педагогу
рекомендуется эмоционально поддерживать все предложения ребенка в
присутствии значимых для него сверстников, помогать ему включиться в
общую деятельность, подчеркивать отзывчивость ребенка и его
положительное отношение к другим детям и т. д.
Третий тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в
достижении успеха в той или иной деятельности. В таких случаях
рекомендуются следующие педагогические приемы: предвосхищающая
положительная оценка; одобрение в присутствии детей результатов
деятельности данного ребенка; опережающее индивидуальное обучение
способам деятельности. В рекомендациях перечислены некоторые моменты, вызывающие у ребенка
отрицательную реакцию (повышенный тон педагога, некорректные замечания и
наставления и др.).
Формирование отзывчивого отношения к сверстникам
Отзывчивость характеризуется в программе как проявление ребенком
умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает
неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику
восстановить эмоциональный комфорт.
В качестве главных задач формирования отзывчивости выделяются следующие:
§ обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;
§ учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное
неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на
оказание помощи другому;
§ побуждать к проявлению отзывчивости и доброжелательности;
§ разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника;
§ непосредственно включаться во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.
В качестве методов воспитания отзывчивости рекомендуются также
инсценировки (кукольный театр, игры-драматизации, спектакль игрушек), в
сюжетах которых дети могут узнавать знакомые жизненные ситуации,
осознавать и оценивать их.
В процессе повседневного общения предлагаются такие методы
воспитания, как опосредованное или прямое напоминание, косвенный или
явный совет, просьба, намек. При этом у ребенка должно оставаться
впечатление, что он проявил самостоятельность и сам нашел способ
разрешения трудной ситуации.
Формирование гуманистической направленности поведения детей
Гуманистическая направленность поведения понимается авторами как
обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение
ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть
происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию
сверстников. Гуманистическая направленность принимает разные формы:
оказание помощи, поддержка сверстника, выражение радости по поводу
успехов товарища, стремление чем-то порадовать, сделать приятное и т. д. Формирование гуманистической направленности возможно только при
условии предельного внимания педагога к возникающим у детей в
повседневной жизни ситуациям эмоционального дискомфорта. Авторы
предлагают следующие методы и средства, которые можно использовать в
этом направлении:
§ рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания (тревогу, страх, боль и т. д.);
§ чтение художественных произведений с описанием типичных моральных
ситуаций и последующее обсуждение поступков действующих лиц;
§ игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им
моральные проблемы (разыгрывание сценок с использованием настольного
театра);
§ положительная оценка реальных проявлений гуманистической
направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и
поступка сверстника.
Вместе с тем при использовании данных методов существует опасность
излишнего морализирования, и авторы программы предостерегают от этого
педагогов.
Формирование способов сотрудничества в условиях совместной деятельности
Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается,
так как дети еще не умеют учитывать интересы друг друга, не умеют прийти
к согласию. В связи с этим авторы рекомендуют предварительно обучать
детей способам делового и личностного общения, чтобы научить их
отстаивать свое мнение и исправлять допущенные ошибки в корректной
форме, не обижая и не унижая другого.
Первоначальный опыт совместной деятельности дети получают под
руководством воспитателя в общей работе, которая имеет единый для всех
результат. Осознание способов согласования действий, а затем и овладение
ими происходит в период планирования будущей работы и в процессе ее
осуществления. Направленность на партнеров, способность понимать их
эмоциональное состояние побуждают детей проявлять доброжелательное
отношение друг к другу. Важно обращать внимание детей на характер
замечаний, которые они делают друг другу, учить корректно высказывать
свое мнение, избегая грубостей и насмешек. Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников,
которое положено в основу данной программы, реализуется как осознание
своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки
при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.
|