Методические рекомендации к проведению занятий-тренингов.
Предлагаемое содержание игр, бесед, упражнений может
реализовываться в форме специально организованных занятий с указанным
содержанием и сохранением их последовательности кем-либо из специалистов -
методистом ДОУ, психологом или самим воспитателем в рамках
опытно-экспериментальной работы, если таковая утверждена в ДОУ. Или же предлагаемые
игры, беседы и упражнения могут стать частью любой другой организованной и
свободной деятельности детей. Однако при этом важно соблюдать логику
предлагаемой работы по блокам, которая построена с учетом постепенного и
последовательного включения детей в процесс осознания и позитивного принятия
ребенком себя как мальчика или девочки и развития у них андрогинных качеств,
но с преобладанием формирования фемининных или маскулинных свойств адекватно
полу.
Организуя с детьми игры, беседы, чтение художественной
литературы, необходимо соблюдать принципы позитивности, целостности, индивидуализации
и дифференциации, что означает:
• создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы
помощи, сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к
представителям противоположного пола;
• оказание помощи в самопознании и формировании у
ребенка позитивных представлений о своей будущей социальной роли;
• учет психологического своеобразия мальчиков и
девочек и индивидуального опыта полоролевого поведения каждого ребенка.
Целью данной программы является развитие адекватных
способов маскулинного и фемининного поведения, формирование позитивного принятия
ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения
каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и
обществе.
Игровые занятия-тренинги можно проводить как в группах
раздельного, так и совместного воспитания и обучения мальчиков и девочек, а
также по подгруппам, состав которых определяется половой принадлежностью детей.
Использование различных средств и методов
педагогического взаимодействия в процессе формирования позитивной половой
идентичности у детей является одним из важнейших условий успешности решения
этой жизненно значимой для будущего каждого ребенка сферы его самосознания и
социально адаптивного поведения в обществе. В качестве основных методов можно
выделить следующие.
Метод позитивного зрения. Начиная со старшего
дошкольного возраста дети становятся особенно восприимчивы к усвоению любого
примера со стороны близких взрослых людей, следовательно, возникает необходимость
окружить ребенка положительными стереотипами маскулинного и фемининного поведения
людей. Воспитатель постоянно фиксирует внимание ребенка на позитиве.
Вследствие этого у ребенка развивается способность видеть в себе и в другом
человеке (мальчике, девочке, маме, папе, бабушке, дедушке, мужчине, женщине)
его достоинства, у ребенка возникает желание подражать этому позитивному
примеру. С этой целью на занятиях воспитатель особо акцентирует внимание детей
на положительных стереотипах мужского и женского типов поведения близких и
известных людей. Воспитателю следует помнить, что очень многое зависит от того,
как он сам относится к тому, что воспитывает в детях. К. Д. Ушинский писал:
"В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что
воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы
хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания".
Метод позитивной позиции. Воспитатель сознательно
погружает ребенка в положительный опыт маскулинного и фемининного поведения. С
этой целью он организует обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций,
организует специальные игры и упражнения, широко использует чтение
художественной литературы как на занятиях, так и в свободное от занятий время.
При чтении художественной литературы рекомендуем читать девочкам произведения о
том, какими позитивными качествами обладают мальчики и взрослые мужчины (герои,
защитники). В то же время мальчикам необходимо читать произведения о том,
какими позитивными качествами обладают девочки и взрослые женщины (заботливые,
нежные). Такой вид работы поможет сформировать у детей позитивный образ
человека противоположного пола.
Метод диалога.
В старшем дошкольном возрасте у детей повышается
потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми: им хочется
поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном, поэтому в процессе
работы уделяется много внимания беседам с детьми. Все занятия-тренинги
строятся в форме диалога, где предполагается обязательное участие всех: как
детей, так и педагога. Такая организация работы позволяет воспитателю не
только закрепить знания о позитивных маскулинных и фемининных качествах, но и
сформировать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе как представителю
определенного пола, а также уважительное отношение к представителям противоположного
пола.
Метод игры.
В старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности
по-прежнему остается игра. Большое значение приобретают сюжетно-ролевые игры,
которые помогают закрепить позитивные стереотипы маскулинного и фемининного
поведения у детей, организовать сотрудничество и взаимодействие мальчиков и
девочек в игре.
Метод "привязанности".
В старшей группе продолжается работа по воспитанию
любви к маме и другим членам семьи. В старшем дошкольном возрасте следует
уделить внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности
по дому, но и работают, поэтому дети должны помогать им: помыть посуду,
постирать какие-то свои мелкие вещи, подмести пол, полить комнатные растения и
т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как и взрослые заботятся о них.
Особое внимание следует уделить заботе о престарелых членах семьи - бабушках,
дедушках, прабабушках, прадедушках.
Впервые знакомят детей с родословным древом.
Воспитатель проводит эту работу совместно с родителями. Большой интерес
вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе
воспитателей приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи,
родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история
их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.
Метод упражнения.
В этом возрасте дети начинают подражать взрослым:
мальчики - мужчинам, девочки - женщинам. Следует использовать это стремление и
показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины:
уступить место в группе - девочке, в транспорте -женщинам и девочкам, помочь
расставить физкультурные пособия, защитить маленьких и девочек, если их
обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за
порядком, помочь мальчикам красиво накрыть на стол, помочь аккуратно застелить
постели и т.д.
Содержание игр, бесед, упражнений распределено по
четырем блокам предлагаемой программы, каждый из которых преследует решение
определенных целей и задач.
Блок 1. "Кто я: мальчик, девочка?". Основная
цель: выявить и закрепить представления ребенка о себе как о представителе
определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и
девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.
Блок 2. "Какой я мальчик? Какая я девочка?"
Цель: знакомство мальчиков и девочек с основными качествами
"мужественности", "женственности".
Блок 3. "Мужчина и женщина в семье и обществе".
Цель: формировать у детей представления о социальных функциях мужчин и женщин,
воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного или
женственного поведения.
Блок 4. "Я сегодня и в будущем". Цель:
расширять представления мальчиков и девочек о их настоящих и будущих социальных
ролях в обществе и в семье, формировать у детей положительное к ним отношение
и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского и женского
поведения в обществе.
Данная система игровых тренингов адресуется
воспитателям, родителям и всем, кто работает с детьми дошкольного возраста.
Число занятий дано из расчета одно занятие в неделю. Занятия каждого блока
можно по усмотрению воспитателя дробить на части и проводить их не только во
время, отведенное для организованных занятий, но и в свободное время после
дневного сна, на прогулке и в других режимных моментах дня, возможно
использование частей занятий данного блока на других занятиях.
В ходе реализации данной программы дети могут:
• научиться позитивно относиться к себе как к
представителю определенного пола;
• научиться способам позитивного контакта с детьми
своего и противоположного пола;
• ознакомиться со способами мужественного и
женственного поведения и прочно освоить их;
• обогатить знания о различиях мальчиков и девочек;
• научиться находить позитивные примеры маскулинного и
фемининного поведения близких людей и следовать им;
• обогатить знания о своих будущих социальных ролях в
обществе и в семье и выработать положительное к ним отношение, желание принять
их в будущем. |