Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования математических способностей. Именно в это время
закладывается предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет
активное развитие логического мышления.
Предлагаемый материал представляет собой авторско-составительскую
программу «МОЗАИКА», целью которой является развитие интеллектуальных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование представляет собой определенную систему
математических задач с возрастающей сложностью, с использованием блоков
Дьенеша и палочек Кюизенера. Отбор познавательных задач осуществлен
исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:
придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение
максимальной активности детей, занимательности, последовательности в
усложнении.
Основными задачами в программе являются:
* развитие интереса к решению познавательных и творческих задач, самостоятельности и инициативности;
* развитие способности к установлению закономерностей, взаимосвязи
арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями
целого, чисел, измерения;
* развитие образного и логического мышления, операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование;
* развитие стремления к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
* развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- Благоприятный психологический климат в группе.
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом
индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом.
- Позиция сотрудничества воспитателя с ребенком, как равным партнером.
- Новое занятие вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
- При введении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Программа представлена системой 34 интегрированных занятий с не
стандартными средствами математического развития для детей старшего
дошкольного возраста.
Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные
единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический
характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному
варьировать возможность их использования.
Занятие длительностью 30-35 минут проводится один раз в неделю, что
полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим
возможностям старшего дошкольного возраста. Сложность от занятия к
занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры
подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от
состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок
упражнений можно менять.
Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 8-10 человек.
Физкультминутки и релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.
Тема |
Задачи |
Сроки |
Занятие №1. |
- Учить делить квадрат на 2 – 4 части, сравнение частей.
- Совершенствовать навык счета в прямом порядке независимо от величины и расположения предметов.
- Закрепить умение преобразовывать геометрические фигуры, используя блоки Дьенеша. (Б.Д.)
- Закрепить времена года: осенние месяцы |
Сентябрь
1–неделя
|
Занятие №2.
|
- Учить использовать знаки =, <, >, сравнивая группы предметов, чисел на наглядной основе. Сериация по количеству.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.)
- Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию.
- Закрепить последовательность дней недели. |
Сентябрь
2–неделя
|
Занятие №3. |
- Учить составу числа 2 и 3 из двух меньших.
- Совершенствовать навык деления квадрата на 2 – 8 частей, сравнение частей, сериация.
- Закрепить навык измерения различных величин условной меркой (измерение длины).
- Закрепить умение обозначать геометрическую фигуру при помощи символов, кодирование Б.Д. |
Сентябрь
3 –неделя
|
Занятие №4. |
- Учить считать в обратном порядке, определять место числа в числовом ряде.
- Совершенствовать умение выполнять операции над множествами: разбиение, классификация.
- Закрепить умение сравнивать по количеству групп предметов, используя знаки <, >,=.
- Закрепить навык счета (отсчет, пересчет, порядковый счет). |
Сентябрь
4–неделя
|
Занятие №5. |
- Учить измерять при помощи условной мерки объем, сериация.
- Совершенствовать знание состава чисел 2 и 3, используя палочки Кюизенера. (П. К.)
- Закрепить знания последовательности времен года (осенние месяцы ).
- Закрепить умение ориентироваться в тетради в клетку, обозначение пространственных отношений условными знаками. |
Октябрь
1-неделя
|
Занятие №6. |
- Учить делить круг на 2, 4, 8 частей, сравнение частей.
- Совершенствовать представление о числе, как о точке числового ряда.
- Закрепить знание о видах треугольников, кодирование со знаком отрицания.
- Закрепить понятие о месяце, неделе, виды календарей. |
Октябрь
2–неделя
|
Занятие № 7. |
- Учить составу числа 4 из двух меньших.
- Совершенствовать умение ориентироваться по плану.
- Закрепить умение измерять длину (мерка – шаг).
- Закрепить умение делить длинный предмет на части. |
Октябрь
3–неделя |
Занятие №8. |
- Учить выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация. (Б.Д.)
- Совершенствовать знания состава чисел 3,4 из двух меньших.
- Закрепить знания о времени – неделя, месяц.
- Закрепить знания о предыдущем и последующем числе. |
Октябрь
4–неделя
|
Занятие №9. |
- Учить выполнять операции с множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование.(Б.Д.)
- Совершенствовать представление о количественном составе чисел 3,4 из двух меньших, упражнять в счете.
- Закреплять умения находить закономерности.
- Совершенствовать знания последовательности дней недели. |
Ноябрь
1–неделя
|
Занятие № 10. |
- Учить решать задачи в уме на увеличение и уменьшение, формируя навык счета.
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру и массе. Сериация.
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
- Закрепить умение обозначать пространственные отношения условными знаками. |
Ноябрь
2–неделя
|
Занятие № 11. |
- Учить составу числа 5 из двух меньших.
- Совершенствовать умение обобщать объекты по их четырем свойствам.
- Закрепить понятие «многоугольник» на основе разных видов.
- Закрепить умение ориентироваться в двух и трехмерном пространстве, используя кубики Никитина. |
Ноябрь
3-неделя |
Занятие № 12 |
- Учить выполнять операции над множествами, классификация по трем – четырем признакам.
- Совершенствовать знания состава числа 5 из двух меньших.
- Закрепить умение решать алгоритмические упражнения.
- Закрепить знания о предыдущем и последующем числе . |
Ноябрь
4–неделя
|
Занятие №13. |
- Учить решать арифметические задачи на сложение.
- Совершенствовать знание о составе числа из единиц в пределах 10.
- Закрепить виды многоугольников, кодирование со знаком отрицания.
- Закрепить временные отношения сутки – неделя. |
Декабрь
1-неделя
|
Занятие №14. |
- Учить воссоздавать силуэты из геометрических фигур (Колумбово яйцо, волшебный круг, листик).
- Совершенствовать умение решать задачи, выделяя составные части.
- Сериация предметов по площади в возрастающем порядке.
- Закрепить состав числа 5 из двух меньших. |
Декабрь
2–неделя
|
Занятие №15. |
- Учить решать задачи на вычитание, выделяя составные части.
- Совершенствовать навыки счета.
- Закрепить умение выполнять операции над множествами: классификация, абстрагирование.
- Закрепить умение ориентироваться по плану, составлять схему. |
Декабрь
3–неделя
|
Занятие №16. |
- Учить составу числа 6 из двух меньших.(П.К.)
- Совершенствовать умение решать арифметические задачи.
- Закрепить знание о календарях.
- Закрепить умение делить целое на части. |
Декабрь
4–неделя |
Занятие №17. |
- Учить решать алгоритмические задачи.
- Совершенствовать умение выявлять свойства в объектах, обозначать их отсутствие символами.
- Закрепить знания о чистовом ряде, (присчитывание и отсчитывание по единице).
- Закрепить умение проявлять творчество в играх головоломках. |
Январь
3–неделя |
Занятие №18. |
- Учить решать алгоритмические упражнения.
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
- Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур.
- Закрепить умение выполнять сериацию. |
Январь
4–неделя
|
Занятие №19. |
- Учить составлять задачу по решению.
- Совершенствовать знание состава чисел 5,6 из двух меньших.
- Закрепить знания о геометрических фигурах, кодирование и декодирование.
- Закрепить знания о временных отношениях. |
Февраль
1–неделя |
Занятие №20. |
- Учить составу числа 7 из двух меньших.
- Совершенствовать умение составлять задачи по их решению.
- Закрепить умение решать и составлять алгоритмические упражнения.
- Закрепить умение проявлять творчество в воссоздании силуэтов из геометрических фигур. |
Февраль
2–неделя
|
Занятие №21.. |
- Учить составлять и решать задачи разных видов.
- Совершенствовать знания о четырехугольниках (трапеция, параллелограмм).
- Закреплять умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
Февраль
3–неделя
|
Занятие №22. |
- Учить составлять и решать задачи разных видов.
- Совершенствовать умение составлять число 7 из двух меньших.
- Закрепить умение определять и условно обозначать временные отношения (месяц – год).
- Учить в рисовании геометрических фигур на листе бумаги в клетку. |
Февраль
4–неделя
|
Занятие №23. |
- Учить преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием шаблона, трафарета.
- Совершенствовать умение абстрагировать предметы, используя блоки Дьенеша.
- Закрепить умение составлять и решать задачи разных видов.
- Закрепить умение находить закономерности. |
Март
1–неделя
|
Занятие №24. |
- Учить составлять задачи по решению.
- Совершенствовать знание о составе числа из двух меньших.(П.К.)
- Закрепить умение находить предметы определенной формы по образцу и по названию.
- Закрепить знание отношений во времени, (месяц – год). |
Март
2–неделя
|
Занятие №25. |
- Учить самостоятельно, создавать различные знаки и символы, изображая мебель в своей комнате.
- Совершенствовать умение классифицировать по отрицанию.
- Закрепить сложение и вычитание чисел по 2 при решении арифметических задач.
- Закрепить умение измерять сыпучие продукты с помощью условной мерки, сериация по количеству (объему). |
Март
3–неделя
|
Занятие №26. |
- Учить составу числа 8 из двух меньших.
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи, используя символы.
- Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур.
- Совершенствовать умение по представлению изображать план своей комнаты. |
Март
4–неделя
|
Занятие №27. |
- Учить составлять и читать двузначные числа.
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
- Закрепить умение классифицировать и абстрагировать предметы.
- Закрепить состав числа 8 из двух меньших. |
Апрель
1–неделя |
Занятие №28. |
- Учить решать и составлять алгоритмические упражнения.
- Совершенствовать умение решать задачи разных видов.
- Закрепить умение составлять и читать многозначные числа.
- Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. |
Апрель
2–неделя |
Занятие №29. |
- Учить составу числа 9 из двух меньших.
- Совершенствовать умение решать и составлять задачи разных видов.
- Закрепить отношения во времени.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. |
Апрель
3–неделя
|
Занятие №30. |
- Учить определять время на часах, циферблат, стрелки.
- Закрепить умение составлять и решать задачи.
- Закрепить умение проявлять творчество и самостоятельность в играх головоломках.
- Совершенствовать умение выполнять действия, по знаковым обозначениям. |
Апрель
4–неделя
|
Занятие №31. |
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи, разных видов.
- Закрепить умение выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование.
- Закрепить состав числа 9 из двух меньших.
- Закрепить умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур по замыслу. |
Май
1-неделя
|
Занятие №32.
КВН |
- Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. |
Май
2–неделя |
Занятие №33.
Диагностика |
- Выявить умения выполнять операции над множествами, решать и составлять алгоритмы. |
Май
3-неделя |
Занятие №34.
Диагностика |
- Выявить умения составлять число из двух меньших,
используя все возможные варианты, осуществлять действия сложения и
вычитания. |
Май
4-неделя |
Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий и рабочих листов:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева,З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для
воспитателей детских садов. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: ДЕТСТВО
– ПРЕСС, 2006.
- План – программа педагогического процесса в детском саду. Н.В.Гончарова. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
- Методические советы к программе «Детство». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2007.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и
родителей. А.А.смоленцова, О.В.Пустовойт.-СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2006.
- Математика – это интересно. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
- Дидактические – игры занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. – ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2006.
- Азбука физкультминуток для дошкольников. И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
|