Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической
задачи — воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных
неожиданных ситуациях. Содержание данной программы становится все более
актуальным в наше опасное время. Программа разработана кандидатами
психологических наук Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной на
основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Авторы утверждают, что безопасный и здоровый образ жизни — это не просто
сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в
различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Главной задачей
программы является развитие у детей дошкольного возраста
самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с
огромным количеством правил, требований, предостережений и т. д., и
детям самим трудно осознать всю степень их значимости, «обязательности».
Определяя содержание программы, авторы выделили правила поведения,
которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависят
их здоровье и безопасность.
Любое правило, норма поведения становятся действенным регулятором
поведения только в том случае, если они осознаны и приняты самим
человеком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения авторы
программы уделяют особое внимание организации «собственного жизненного
опыта ребенка», «созданию условий», в которых ребенок может применить
эти правила и убедиться в их необходимости.
Авторы программы предлагают учитывать своеобразие бытовых и
культурных условий, особенности социальной и экономической жизни семьи.
Ориентиром служит жизненный опыт детей, а также их представления и
аргументы в пользу того или иного типа поведения. Опираясь на опыт
детей, их знания и представления, педагог может планировать свою работу с
детьми и их родителями.
Основное содержание работы по данной программе строится по следующим разделам: § «Ребенок и другие люди»;
§ «Ребенок и природа»;
§ «Ребенок дома»;
§ «Здоровье ребенка»;
§ «Эмоциональное благополучие ребенка»;
§ «Ребенок на улицах города».
В разделе «Ребенок и другие люди» рассматриваются типичные ситуации
контактов с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребенка.
Например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти
с ним куда-то, угощает сладостями или проявляет насильственные
действия. Поэтому ребенка учат доступным приемам защитного поведения
(громкий крик, призывы о помощи, привлечение внимания окружающих).
Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома.
Ребенок об этом должен быть предупрежден (не открывать дверь чужим, не
входить в подъезд одному без родителей). Авторы предлагают проводить с
детьми игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные
ситуации на основе сказочных сюжетов (например, «Волк и семеро козлят»).
Естественно, при обсуждении с детьми данных тем педагогам следует
проявлять тактичность и осторожность, чтобы не спровоцировать
невротических реакций и не внушить детям чрезмерный страх.
Содержание раздела «Ребенок и природа» дает детям представление о
взаимосвязи всех природных явлений. Детей знакомят с проблемами
загрязнения окружающей среды, объясняют, как это сказывается на
растениях и животных и на здоровье человека. В связи с этим объясняется
необходимость соблюдать гигиенические требования взрослых (мыть руки
перед едой, мыть фрукты и овощи, пить кипяченую воду и пр.). В качестве
аргументов можно показать детям воду под микроскопом, чтобы они
убедились в ее несовершенном качестве. Во время экскурсий и с помощью
видеоматериалов детей знакомят с ядовитыми растениями, грибами, учат
отличать их от съедобных.
В разделе «Ребенок дома» раскрывается содержание работы педагога по
ознакомлению детей с потенциальной опасностью, исходящей от некоторых
предметов домашнего быта. Выделяют три группы таких предметов. 1. Предметы, связанные с огнем и электричеством. Ими могут
пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка,
электроприборы и пр.). Здесь уместны прямые запреты и объяснения, что
может случиться при их нарушении.
2. Предметы, требующие специальных навыков пользования ими (нож, ножницы, вилка, иголка).
3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для
ребенка месте (бытовая химия, пищевые кислоты, спиртные напитки и т.
д.). Правила хранения этих веществ обсуждаются педагогом с родителями.
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено на формирование у
ребенка понимания ценности своего здоровья как одной из главных в жизни
человека. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем и
ни в коем случае не вредить своему организму. Для этого педагог
рассказывает детям об организме человека, о том, как работают его
основные системы. Педагог учит детей прислушиваться к сигналам своего
организма и вовремя реагировать на них.
В этот же раздел входят занятия физкультурой. Задача физического
воспитания — привить ребенку потребность в физических упражнениях. Этому
способствует воспитание удовольствия от движения на свежем воздухе, от
массажа, гимнастики и т. д. Педагог знакомит детей с правилами первой
медицинской помощи при травмах, обсуждает, какую помощь каждый может
оказать сам себе: если промок — переодеться; если замерз — попрыгать;
если ушибся — приложить что-то холодное. В случаях серьезных травм
необходимо сразу обратиться к взрослым.
Важнейшим условием безопасного образа жизни авторы считают
эмоциональное благополучие ребенка. В специальном разделе анализируются
источники возможных эмоциональных проблем ребенка и даны пути их
преодоления.
Так, негативное влияние на настроение детей оказывают детские страхи
(боязнь темноты, сказочных персонажей, животных и др.). Предотвращать
или снижать уровень страхов дошкольника — важнейшая задача воспитателей,
родителей и детских психологов. Нередко отрицательные эмоции возникают в
результате конфликтов в группе, поэтому важно учить детей адекватным
способам выхода из конфликтной ситуации. Педагогу необходимо уметь
предотвращать детские ссоры. Важным подспорьем в этом служат игры, в
которых необходимо проявлять согласованные действия, взаимопомощь,
решать проблемные ситуации, требующие взаимопонимания и умения разрешать
конфликты. Работа по разделу «Ребенок на улицах города» — это прежде всего
знакомство детей с правилами поведения на улицах: им объясняют
необходимость соблюдения правил уличного движения, знакомят с основными
дорожными знаками, сигналами светофора, движениями регулировщика и т. д.
Специальным предметом обсуждения являются правила поведения в транспорте. В играх и на занятиях эти правила закрепляются.
Авторы считают, что прямые запреты со стороны взрослых должны быть
сведены к минимуму. Значительно важнее найти позитивные способы
воздействия на детей. К их числу относятся, например, способ показа
неправильных действий, похвала за хороший поступок и, главное,
положительный пример со стороны взрослых. Важнейшее условие
эффективности воспитания — тесные контакты и сотрудничество педагога с
родителями.
Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право
творчески использовать различные формы и методы организации обучения.
При этом следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности
детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий,
а также общую социально-экономическую и криминогенную ситуацию. В силу
особой значимости охраны жизни и здоровья детей авторы программы
настоятельно рекомендуют обязательно соблюдать ее основные принципы —
полностью добиваться реализации задач всех разделов, соблюдать
системность, учитывать условия городской и сельской местности и
возрастную адресованность.
|