Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для
развития познавательной активности, самостоятельности, творчества
каждого ребенка.
- с детского сада увлечь детей перспективной школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.
Задачи:
- Способствовать укреплению и сохранению здоровья малышей, готовящихся к обучению в школе.
- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Пояснительная записка.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него
начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не
всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль
отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка
безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная
связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя
отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы
воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности
умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального
развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять
эффективное педагогическое воздействие на ребенка.
Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя
даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным
уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому
ребенку продвигаться своим темпом.
Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается
на их привыкании к школе, на поведение, его отношение к делу, к учителю.
Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к
ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для
уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в
учебу с желанием, радостью.
Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие
наблюдать, сравнивать. Недостаточно развито внимание детей, образное
мышление, умения выполнять элементарные речевые творческие задания.
Недостаточное внимание уделяется физическому развитию, охране и
укреплению их здоровья.
Чтобы этого избежать, необходимо изменить целевые ориентиры
образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. Не
содержательные, а развивающие компоненты должны доминировать при
формировании мышления детей.
Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми –
дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности,
создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного
развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться
тому, чего еще не умеет.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на
сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие
индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих
задач(проблем) была составлена программа преемственности детского сада и
школы. Данная программа «У школьного порога» помогает обеспечить
эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на
следующую ступень образования.
Тематический план.
№
n/n
|
Мероприятия
|
Время проведения
|
Ответственный
|
I. Организационная работа
|
1
|
Экскурсии и целевые прогулки в школу.
|
Сентябрь
Апрель
|
Учитель,
воспитатели
|
2
|
Шефская работа
а) агитационное занятие кружка ЮИД.
б) Инсценирование сказок детьми из кружка «Живая природа»
|
Ноябрь
Март
|
Руководители кружков
Руководители кружков
|
II. Методическая работа
|
1
|
Проведение занятий в подготовительной группе
|
а) обучение детей элементарным математическим операциям.
|
сентябрь
ноябрь
январь
март
|
Учитель, воспитатель.
|
б) развитие речи
|
октябрь
декабрь
февраль
апрель
|
|
в) занятия по физической культуре
|
октябрь
декабрь
февраль
|
|
г) навыки здорового образа жизни
|
сентябрь
ноябрь
январь
март
|
|
2
|
Взаимопосещения
|
В течение года
|
|
3
|
Педагогический совет
|
январь
|
|
4
|
Изучение психолого-педагогической готовности будущих первоклассников к школе.
|
апрель
май
|
психолог
|
III. Работа с родителями.
|
1
|
Оформление уголка для родителей
|
август
|
учитель
воспитатель
|
2
|
Родительские собрания
|
октябрь
декабрь
|
учитель
|
3
|
Изучение семейных условий
|
В течение года
|
учитель
|
4
|
Собеседование учителей и специалистов школы (врач, психолог, логопед) с родителями.
|
апрель
|
учитель
воспитатель
|
5
|
Праздник «Проводы в школу».
|
май
|
воспитатель
|
Планирование мероприятий.
|
Мероприятия с детьми
|
Мероприятия учителя и воспитателя ДОУ
|
Мероприятия учителя с родителями
|
Август
|
Приглашение будущих первоклассников на праздник «Первый звонок»
|
- Уточнение списков детей, которые будут первоклассниками.
- Предварительный сбор «Знакомство»
|
Оформление уголка (для родителей).
- рекомендации родителям будущих первоклассников
- психологический портрет первоклассника
- «Памятка первоклассника» (наставления родителям).
|
Сентябрь
|
1) Занятие:
Тема: «Математические ступеньки» (итоговое занятие)
Цель: Обобщить, систематизировать математические знания детей.
2) Занятие. «Навыки здорового образа жизни».
Тема: «Волшебное зеркальце»
Цели: учить детей любить себя, своё тело, свой организм.
Помочь понять, что от слов зависит здоровье, как самих детей, так и
окружающих. Создать обстановку психологического комфорта.
|
Взаимопосещение занятий в детском саду учителем и первой недели уроков в 1-х классах школы воспитателем.
|
Изучение семейных условий детей.
|
Октябрь
|
1. Развитие речи.
Тема: Домашние животные.
Цели: развитие мышления, умение сравнивать, развитие внимания, расширение кругозора.
2. Занятие по физической культуре.
Тема: Сказка «Колобок»
Цель:
- закрепление двигательных умений, навыков детей
- воспитание трудолюбия и уважительное отношение к хлебу.
|
|
Родительское собрание. (будущее первоклассников)
Тема: «Наша школа: традиции, достижения, перспективы».
|
Ноябрь
|
1. Математические ступеньки.
Тема: «Путешествие в Город Геометрических фигур (итоговое занятие)
Цель: закрепить, обобщить знания детей о геометрических фигурах.
2. Навыки здорового образа жизни.
Тема: «Волшебное зеркальце»
Цели:
- учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
- формирование представлений о строении своего тела.
3. Агитационное занятие кружка ЮИД
Цель: профилактика дорожно-транспортных происшествий.
|
Изучение семейных условий детей, которые не посещают детский сад.
|
|
Декабрь
|
1. Развитие речи.
Тема: Моя семья.
Цель:
- развитие умение слушать учителя;
- развитие логического мышления;
- знание пословиц о семье, матери, добре
- составление рассказа по рисункам.
2. Занятие по физической культуре.
Тема: Тропинка.
Цели: развитие двигательных умений и навыков, формирование правильной осанки, дыхания; умение расслабляться.
|
|
Родительское собрание.
Тема: «Подготовка детей к обучению в 1 классе»
|
Январь
|
1. Математические ступеньки.
Тема: Количество. Счёт. Величина. (итоговое занятие).
Цели:
- обобщить, систематизировать знания детей;
- развитие умения сравнивать, обобщать.
2. Навыки здорового образа жизни.
Тема: Цветок здоровья.
Цели: сформировать представление о себе, как о члене семьи;
значение семьи в жизни человека; формирование умения рассказывать о
своей семье, гордится ими.
|
Педагогический совет «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе».
|
Анкетирование родителей будущих первоклассников (выявление ожиданий семьи от школы)
|
Февраль
|
1. Развитие речи.
Тема: Транспорт.
Цель: расширить, уточнить представления детей о транспорте, учить сравнивать, обобщать: развивать внимание.
2. Физкультурное занятие.
Тема: «Вера в своё «Я» (тренинг – Я всё смогу)
Цель: преодоление внутреннего напряжения, формирование положительных эмоций, настрой на преодоление трудностей.
|
Взаимопосещение занятий. Изучение опыта использования
вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей школы и
воспитателей» ДОУ.
|
Изучение семейных условий детей.
|
Март
|
1. Математические ступеньки.
Тема: Форма. Направления.
Цели: развивать умение различать форму предмета, расположение в пространстве, навыков логического мышления.
2. Навыки здорового образа жизни.
Тема: Человек и его поступки.
Цель: учить детей справляться с маленькими неприятностями,
любить себя и окружающих людей. Помочь понять, что от хороших и плохих
слов зависит здоровье как детей, так и тех, кто с тобой рядом.
3. Выступление детей из кружка «Живая природа».
Цель: Экологическое воспитание.
|
Предварительное комплектование первых классов.
|
|
Апрель
|
1. Развитие речи.
Тема: Родной край.
Цель: развитие речи детей, умение высказывать свои суждения, воспитание любви к родному краю.
2. Занятие по физической культуре.
Тема: 7-апреля – Всемирный день Здоровья. (приглашение на праздник в школу)
Цели:
- приобщение к здоровому образу жизни;
- познакомить с традициями школы.
|
Знакомство с медицинской картой детей и характеристиками (собеседование)
|
Собеседование учителей и специалистов школы (врач, психолог, логопед) с родителями.
Тема: Обучение жизненно важным навыкам (общение).
Цель: Изучить общение с разных точек зрения, учить точной правильной речи, общению со взрослыми и сверстниками.
|
Май
|
3 занятия.
- Собеседование с будущими первоклассниками (анкетирование)
- Пробный урок «Мой первый учитель»
- Практическое занятие «Школа»
|
Изучение психолого-педагогической готовности будущих первоклассников в школе.
Н.В. Нижегородцева,
В.Д. Шадрипов.
|
Собрание (воспитатель, учитель, родители)
Праздник «Проводы в школу».
|
Литература.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Журналы «Дошкольное воспитание» №1-2005, №3-2004г.
- Р.К. Шаехова «Ступеньки к творчеству». Казань, 2000, 76с.
- Вариативные программы
|