Данная программа (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) предлагает
новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей,
нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная
цель программы — способствовать формированию у детей личностной
культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа,
заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего
дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие
ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и
культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения
базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного
учреждения.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том,
что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к
непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм
необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и
мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная
гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как
презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с
духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам
патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно
«пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма
лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально.
Только педагог-патриот способен передать дух русской национальной
культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие. Исходя из данных теоретических оснований, авторы рекомендуют следующее.
1. Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты,
любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям
с самого раннего возраста понять, что эти вещи — часть его великого
народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни,
пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве сохранились
особенные черты русского характера, его нравственные ценности,
представления о добре, красоте, правде, храбрости и т. д. Знакомя детей с
поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к
общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое
место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов,
является богатейшим источником для познавательного и нравственного
развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками
наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т. д.
Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью
человека.
4. Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и
декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство
(игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и
безусловной художественной ценностью.
Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении
детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до
живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой
цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту
игровые методические приемы. Важным условием и участником
педагогического процесса авторы программы считают специальное помещение —
избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в
русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т. д. Такое
убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям
эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. В избе детей
приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей
всех народных традиций (ее роль может исполнять одна из воспитательниц).
Кроме того, в избе живет еще один персонаж (это авторская находка) —
домовенок Кузя (образная кукла) — представитель мира русской сказки,
носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им
сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной
жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают. Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет. Она включает
перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы
(младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные
темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся
примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их
проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками,
обычаями, предметами русского быта и т. д.
Конечно, реализовать такую программу могут лишь педагоги, хорошо
знакомые с русским фольклором и национальной культурой. Для того чтобы
педагогический коллектив любого детского образовательного учреждения
имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в
виде приложения даются специальные материалы: сказки, былины,
литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных
русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и
пословицах, и т. д.
|