Данная программа разработана в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. В настоящее время эта
лаборатория функционирует в составе Института дошкольного образования и
семейного воспитания РАО под руководством Н. Е. Вераксы.
Программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста
умственных и художественных способностей. Она основана на многолетних
научных исследованиях, которые проводили сотрудники лаборатории, и
получила высокую оценку в отечественной и мировой науке.
Основу программы составили два теоретических положения.
Первое — это положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного
периода развития. Согласно этому положению основной путь развития
ребенка — это амплификация (от лат. amplificatio — расширение), т. е.
обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и
способами деятельности. В отличие от акселерации (от лат. accelero —
ускоряю), т. е. ускорения развития, амплификация предполагает
максимально наполненное «проживание» каждого возрастного периода.
Второе теоретическое основание программы — концепция Л. А. Венгера о
развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии
ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и
навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с
образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами,
моделями и т. д. Основываясь на этих положениях, авторы сосредоточили свое внимание не
на содержательной стороне обучающего материала (конкретных знаниях и
умениях), а на способах действия с этим материалом, что имеет
первостепенное значение для развития способностей. При отборе
программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства
решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и
на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа «Развитие» — комплексная программа, включающая главные
направления познавательного и художественного развития ребенка. Приведем
краткую характеристику основных разделов этой программы.
Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими
дошкольниками (три – четыре года). Оно направлено на формирование
представлений о внешних свойствах предметов — их форме, цвете, величине,
положений в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развивать
умение пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. умение
использовать сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны — это общепринятые в
культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных
эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый,
черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На
первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами,
сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень —
более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов,
вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным
использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и
выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что,
только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети
смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления.
1. Ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.). 2. Знакомство со средствами художественной выразительности
литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения;
игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной
выразительности; игры «в эпитеты» (подобрать как можно больше признаков к
предмету).
3. Развитие познавательных способностей на материале детской
литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки,
использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание
целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.
Конструирование — чрезвычайно важный раздел для овладения такими
средствами умственной деятельности, как моделирование представлений о
предметах и соответствующих им действиях наглядного моделирования. Этот
раздел содержит разные типы задач, для решения которых необходимы
соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее
заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети
учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции,
но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по
готовому образцу конструкции и по словесному описанию.
Развитие элементарных математических представлений. Данный раздел
ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с
возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела — обучить детей
умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать
представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т.
д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать
вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зримо представить
количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки,
числовая ось и т. д.).
Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела
программы — формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве,
для чего необходимо учиться понимать и использовать планы в разных
пространственных ситуациях. План, как известно, представляет собой
общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в
пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на
плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане,
учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом,
отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией
самого ребенка. Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте. Программа по
обучению грамоте сначала предполагает научить ребенка хорошо
ориентироваться в звуковой сфере речи. Это своеобразное введение.
Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую:
дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на
картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек,
выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой
структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой
анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение
чтению.
Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача —
научить передавать средствами изобразительной деятельности различные
отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами,
между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования,
передающим различные свойства предметов и их отношения.
В программе подчеркивается, что овладение техническими приемами не
должно мешать творческому процессу — созданию художественного образа.
Важнейшая задача — развивать творческую фантазию и способность выразить
средствами живописи свое отношение.
Развитие игровой деятельности детей — одна из главных задач программы
«Развитие» для всех возрастных групп. Внимание воспитателя направляется
на два основных вида игры дошкольника — сюжетно-ролевую игру и игру с
правилами. Учитывая специфические особенности этих видов игр,
воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не
нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача
воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы
постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить
изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями
партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и
перераспределять роли и т. д. В играх с правилами воспитатель учит детей
действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших
группах специально формируются общие схемы совместных действий с
партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или
поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила
очередности. Таково основное содержание занятий в программе «Развитие». Обучение
построено по принципу поступательного движения от одного возраста к
другому и рассчитано на четыре года (от трех до семи лет). Центральная
задача в младшей группе (три – четыре года) — развитие сенсорных
способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и
простейших форм символизации. Программа средней группы (четыре – пять
лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с
помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические
модели). В старшей группе (пять – шесть лет) расширяются и обобщаются
моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы
моделирования. В подготовительной группе (шесть – семь лет) происходит
интериоризация (от лат. interior — внутренний) действий моделирования,
т. е. их перевод во внутренний план.
Организация работы во всех возрастных группах предусматривает занятия
с детьми в небольших подгруппах численностью восемь – десять человек. В
то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные
дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или
самостоятельной деятельностью.
Программа «Развитие» направлена главным образом на развивающее
обучение. Она не содержит каких-либо рекомендаций относительно
организации жизни детей вне занятий. Авторы программы не выделяют из
общего контекста задач социальное или нравственное воспитание детей,
считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы и
насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами
деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к
взаимоотношениям между собой». Специально не выделяются и задачи
развития эмоционально-личностных отношений между детьми, так как в
программе заложены предпосылки для развития этих отношений через
совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с
художественной литературой и т. д. Конечно, успешность реализации этих
предпосылок зависит прежде всего от личности воспитателя. Вариантом программы «Развитие» является программа «Одаренный ребенок»,
предназначенная для образовательной работы с одаренными детьми шестого и
седьмого года жизни (в течение двух лет). Обе программы имеют общую
концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной
школы Л. А. Венгера о развитии детских способностей. Программа
«Одаренный ребенок» предусматривает более высокий уровень сложности
задач и рассчитана на одаренных в плане общих способностей детей. Она
содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей
(интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также
предлагает уникальную технологию их обучения. Однако в целом по
методическим принципам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие»
совпадают.
|