Данная программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в
Центре развития ребенка Джорджтаунского университета США.
Исполнительный директор программы — доктор наук Памела Коглин. В России
национальным координатором программы является кандидат педагогических
наук Г. П. Козлова.
Фонд Сороса выступил с инициативой по разработке и воплощению в жизнь
программы дошкольного воспитания, сочетающей в себе богатые традиции
европейского образования с теорией и практикой американской программы
«Опережающий старт» («Head start»). Авторы-разработчики (около 30
американских специалистов по дошкольному воспитанию) рассматривают
программу как документ, который предлагается для его дальнейшей
переработки и адаптации к социокультурному контексту каждой страны, где
эта программа будет реализована. По замыслу авторов, программа в
результате адаптации должна соответствовать специфическим потребностям и
культурным особенностям каждой страны. Программа также открыта для
изменений, дополнений и коррекции с учетом активности самих детей, их
родителей и воспитателей. В то же время она содержит определенную,
неизменную основу, обусловленную ее целевыми установками.
Главная цель программы — подготовить ребенка к жизни в быстро
меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться и
меняться самому. В качестве ценностных ориентиров выделяется воспитание
следующих способностей:
§ уметь критически мыслить и осуществлять свой выбор самостоятельно;
§ принимать те или иные новые жизненные ситуации и самому быть инициатором изменений;
§ ставить и решать проблемы;
§ быть творческим и находчивым; развивать воображение, уметь соображать;
§ заботиться о людях, стране, окружающей среде.
В основе философии программы лежит гуманистическая идея о том, что
развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным. Программа
построена на принципе спонтанного, естественного обучения, которое
осуществляется в реальной жизни. Авторы исходят из того, что обучение и
развитие ребенка происходит тогда, когда он пытается осмыслить
окружающий его мир. Соответственно методы предлагаемые программой
«Содружество», направлены на стимулирование познавательной активности,
на предоставление возможностей быть «исследователями», делать
продуманный выбор и достигать успеха. Серьезное внимание в программе уделяется организации пространства
групповой комнаты и всех помещений. Это пространство должно быть
организовано так, чтобы подвергаться частым изменениям по инициативе
детей и воспитателей, чтобы соответствовать текущему моменту и отвечать
познавательным потребностям детей, стимулировать любознательность
ребенка.
Каждый имеет возможность творчески использовать материалы и
оборудование группы, самостоятельно организовывать игровую среду.
Детские работы также становятся частью обстановки.
Важнейший блок программы — организация центров активности детей.
Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах
или зонах — центрах активности, в которых происходят игры и занятия.
Каждая группа имеет несколько таких центров:
§ «Сюжетно-ролевая игра»;
§ «Открытая площадка»;
§ «Строительство»;
§ «Литература»;
§ «Искусство»;
§ «Манипулятивные (настольные) игры и игрушки»;
§ «Песок и вода».
В программе дается описание каждого центра; определяются возможные
виды деятельности детей и аспекты развития, которые они обеспечивают;
перечисляются рекомендуемые материалы, пособия, игрушки и оборудование,
предлагаются варианты их размещения и использования; даются рекомендации
воспитателю по руководству и участию в работе центров. Хотя дети должны
сами выбирать формы своей активности и развивать свое миропонимание,
роль воспитателя, как посредника и помощника, является решающей.
Воспитатель не только обеспечивает ребенка различными средствами, но и
оказывает помощь, руководит действиями детей, поддерживает их интерес к
тем или иным формам активности. Педагоги должны видеть сильные и слабые
стороны каждого воспитанника, планировать соответствующие направления
работы с ним, предлагать задания, учитывая индивидуальные возможности и
склонности ребенка. Планируя гибкие и интересные задания, тщательно
наблюдая за детьми в течение дня, педагог изменяет и выбирает материалы и
задания, соответствующие интересам и потребностям каждого ребенка. Содержание программы «Содружество» направлено на освоение и понимание различных аспектов окружающего мира, а именно:
§ физического мира; такие действия, как измерение, взвешивание,
строительство из блоков и веревок, работа по дереву, игры с песком и
водой, смешивание красок и т. д., способствуют пониманию свойств
различных материалов и освоению действий с ними;
§ социальной и культурной действительности; ролевые игры,
приготовление пищи, чтение рассказов, драматизации, дискуссии по поводу
общественной жизни позволяют ребенку понять и освоить эту сферу
реальности;
§ логики и математики; для освоения этой сферы используются такие
умственные действия, как измерение, сравнение, счет, нахождение
тождества, построение последовательностей, классификация и т. д.;
§ устной и письменной речи; чтение, письмо, рисование, умение
слушать и высказывать собственные идеи помогают освоить данную сферу.
Большое внимание в программе уделяется социальному и эмоциональному
развитию детей. Умение преодолевать конфликты и несогласованность,
адекватно выражать чувства, сдерживать агрессивные импульсы, проявлять
заботу и уважение друг к другу, справедливо распределять игрушки и
материалы, поддерживать чужую инициативу — все это способствует
моральному воспитанию и социально-эмоциональному развитию дошкольников.
Одним из главных направлений работы по воспитанию считается
полноправное участие семьи в жизни детского сада. Персонал детского сада
признает главную роль семьи как первого воспитателя ребенка. В
программе содержится описание различных форм участия родителей в
воспитании и обучении детей: посещения детского сада, беседы по поводу
ребенка, собрания, семинары со специалистами, консультации, обмен
опытом, разовые деловые поручения, занятия и игры с детьми в группе,
изготовление оборудования, праздники, экскурсии и т. д. Одним из важных
направлений в работе каждого воспитателя является посещение семьи
ребенка. Это принято делать два раза в год, как правило, в начале и
конце года. Общее руководство программой осуществляется следующим образом. В
каждой группе, содержащей до 25 детей, должны работать один воспитатель и
два ассистента. По мере возможности должности ассистентов могут
выполнять родители. Профессиональная позиция ассистента — отношение к
воспитателю как к лидеру. Ассистент может обращаться к воспитателю за
помощью, должен информировать его о своих планах, принимать его
инструкции и контроль.
Кроме того, воспитателю оказывает поддержку еще одно лицо —
координатор программы, который несет ответственность за участие
родителей в жизни детского сада. Эта новая штатная должность считается
ключевой для данной программы. В функции координатора входят подбор и
запись детей, подбор ассистентов, установление связей с общественными
инстанциями, выбор форм привлечения родителей к воспитанию детей в
группе, организация специального помещения для встреч с родителями
(семейной комнаты) и т. д.
|