Данная программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.
Теоретической основой данной программы является известное положение
концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого
положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное
развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии
детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое
единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте
интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно
эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала
обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким
образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей
разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).
Основная цель программы — «достижение органического единства условий,
обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту
развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую,
радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели
предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы
обучения и воспитания детей. Какие же это изменения? § Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто
получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные
эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
§ Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не
только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и
конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей
интересной жизни.
§ Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада:
родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и
свободно подключаться к жизни своих детей.
§ Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания:
жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая
как бы является продолжением собственной семьи ребенка.
Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь
детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети
разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра
свободно подключается родители.
Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого
гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы
опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на
программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы.
Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из
различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории
своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук
(основами физической географии, биологии и экологии, элементами
алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных
искусств и народных ремесел.
Содержание образования организовано по четырем основным направлениям:
ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение
действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей.
На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из
четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом
году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем
пространстве, формируется умение организовать пространство своей
деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной
задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся
выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты
своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На
третьем году обучения главная задача — научить детей действовать с
разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и
особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача
заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) —
развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети
учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства
собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя
субъектом своей деятельности. Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет.
По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а
также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений
происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с
воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и
индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в
запланированных и неожиданных "событиях”».
В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально
разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С
помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных
«событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри
которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается»
путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много
нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате,
о народных традициях местных народов и т. д. Авторы полагают, что такая
организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в
смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к
познавательному содержанию.
Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения
конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий — «событий»,
необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень
требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в
детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития
детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и
навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются
лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания
детей в детском саду).
|