1. Развитие лексической стороны речи.
В семье
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную
литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно
рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно
учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем
работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о
своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень
привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в
которые они играли. При этом можно предложить ребенку поиграть в эти
игры. Следует попросить малыша описать игры, в которые он играет со
своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и
взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через
годы; в них в детстве играли родители, они по-прежнему интересны их
детям.
Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне.
(Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.)
Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с
целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Так, для развития различных частей речи (существительных,
прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа
«Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и
др.) слова»; «Вежливые слова», «Веселые слова», «Грустные слова»,
«Спортивные слова» и др. При этом следует дать установку на игру: «Давай
с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме.
Это — зимние слова».
В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений
за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа
«Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)».
Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами (игры типа
«Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов-антонимов; игровые
упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.)
слова», «Скажи по-другому» на закрепление слов-синонимов).
Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах
части и называть их (например, с помощью игрового упражнения «Кто больше
назовет деталей (частей)?»).
В дошкольном образовательном учреждении
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей
богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных
высказываниях.
Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы,
числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие
качество предмета или явления.
Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого
сделан предмет. Уточнить представления детей о предметах и их частях,
особое внимание уделить назначению представленного предмета.
Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель — стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы — мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения — цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище — дом, изба, дворец и т. п.; движение — бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.).
Ознакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.).
Продолжать знакомить детей с антонимами.
Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к
разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам,
наречиям).
Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами
разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым)
значением слов. Учить понимать, объяснять и использовать переносное
значение слов, фразеологические обороты.
2. Формирование грамматического строя речи.
В семье
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с
ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов
(например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать,
играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и
образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Играть с ребенком в речевые игры, рекомендованные педагогами
детского сада. Например, «Поиграем-посчитаем» (взрослый (или ребенок)
выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными,
например, ведро; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять ведер и т. п. до десяти).
Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых
распространенных предложений. Например, игра типа «Молчун и говорун»:
один игрок задает основу предложения (молчун), а другой (говорун)
расширяет основу как только может. (Стоит дом. — В зеленом лесу стоит деревянный дом. — На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями. И т. д.)
В дошкольном образовательном учреждении
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать
детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание
обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками
у-, по-, при-, про-, вы-.
Обращать внимание детей на изменение смысла предложений
(словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел — зашел).
Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.
Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного
числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование
сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).
Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов;
глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.
Продолжать работу по составлению разных типов предложений.
Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений.
Обучать детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом а; сложноподчиненных предложений.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
В семье
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражнять
ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в
названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности
звуков в этих словах.
Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при
произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений
в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова
или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование
ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово
(словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
В дошкольном образовательном учреждении
Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через
правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить
артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных,
хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной
жизни и на занятиях систематически проводить специальные упражнения на
развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п.
Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить
детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы —
зубы — язык — голосовые связки — воздушная струя).
Вводить понятие «гласные — согласные звуки» на основе анализа их
артикуляции. Закреплять понятие «твердые — мягкие согласные звуки».
Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным
звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало,
середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах
(например, мак, лук, лак, суп и др.).
Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и
[з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделять словам,
где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).
Развивать фонетический слух. Знакомить со слоговой структурой
слова. Учить определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).
4. Развитие связной речи детей.
В семье
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге
со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать
культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за
столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о
прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы
задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с
ребенком совместные мероприятия.
Формировать осознанное отношение к ведению диалога через
ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты
внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что
тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через:
составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим
определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.);
рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и
других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.);
работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в
книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего
начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя
часть), чем закончится эта история).
Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления
предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для
Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и
их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров —
комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.).
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за
соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские
сочинения театрализованными средствами.
В дошкольном образовательном учреждении
Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения
диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать
вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила
ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.
Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников
диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение,
просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).
Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности.
Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в
игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.).
Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми.
Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
Описание. Упражнять в умении выделять и называть
объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с
соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных
характеристик.
Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных
объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик
объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое
назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп
характеристик в простых описаниях.
Упражнять в составлении простых описаний разными средствами
(искусство, изобразительная и театрализованная деятельность,
художественная литература, дидактические игры и задания и пр.).
Повествование. Упражнять детей в восстановлении
последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности
появлялись герои, разворачивались события или действия).
Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать
главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).
Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований.
Закреплять умения детей составлять повествовательные
высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на
новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста.
Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).
Комбинированные высказывания. Учить
составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и
повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план
(смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться
его в процессе рассказывания.
Развитие мелкой моторики руки
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с
развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется
расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая
практически является частью двигательной области. Известно, что около
трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает
проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук
оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм,
она еще развивается. В дошкольном возрасте интенсивно идет развитие
опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата,
мускулатуры). Поэтому даже в старшем дошкольном возрасте еще не
закончены рост и формирование костей скелета, грудной клетки, которые
поддаются деформирующим воздействиям при неправильном положении тела.
Вполне понятно, почему нельзя проходить мимо, если ребенок неправильно
сидит за столом. Неправильная посадка может достаточно быстро привести к
серьезным изменениям, которые нарушат его рост и физическое развитие. У
ребенка к концу дошкольного детства еще слабо развиты мелкие мышцы рук,
не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.
Мелкая моторика ребенка раннего и дошкольного возраста развита
недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е.
действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому
при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие.
Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При
выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу
длительное время.
У ребенка слабо развиты тактильные ощущения. Особенно заметен
несоответствующий работе мышечный тонус (тонус — это длительно
сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц). У детей можно
наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных,
прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В
этом случае рука ребенка быстро устает; он не может закончить работу без
дополнительного отдыха.
Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость
мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой
моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного
аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус
речевого аппарата.
В дошкольном возрасте (около 3 лет) дети начинают учиться менять
напряжение мелкой мускулатуры на расслабление. Это особенно хорошо
видно при работе ребенка с ножницами, когда малыш старательно, но очень
медленно вырезает полоску бумаги. А в среднем дошкольном возрасте
начинается подготовка руки ребенка к письму. В 4 года проводится работа
над щепотью руки (правильный захват орудия письма) и распределением
мышечной нагрузки (напряжение — расслабление), что соответствует работе
мышц при письме.
Учитывая важность обозначенного направления и его влияние на
развитие речи ребенка, перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой моторики руки ребенка.
В семье
Развивать руки ребенка (захват предметов двумя руками (одной
рукой)), развитие пинцетного захвата (двумя пальчиками). Проводить игры
типа «Сорока». Развивать руку ребенка в разных видах деятельности
(самообслуживание, трудовые поручения, изобразительная деятельность,
ручной труд и др.).
Развивать мелкую моторику рук через специальные игровые
упражнения (типа «Пальчик-пальчик, где ты был?» и др.); развитие ручной
умелости (давать детям в домашних условиях (под контролем взрослых)
вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать
крупу и т. п.).
В дошкольном образовательном учреждении
Создавать условия для развития мелкой моторики рук через
специальные игровые упражнения; мероприятия по художественному труду и
другим видам детской деятельности (познавательной, изобразительной).
Развивать тактильные ощущения, координацию движений.
Начать работу по подготовке руки к обучению письму (развивать
тактильные ощущения, щепоть — содружество трех пальцев руки (большого,
указательного, среднего), удерживающих орудие письма; формировать
правильный захват карандаша; упражнять в правильном распределении
мышечной нагрузки руки).
|