Цель программы. Способствовать усвоению доступных детскому пониманию культурных и научных ценностей и способов познания.
Дошкольников интересует, как люди научились считать, вычислять,
кто придумал цифры, кто изобрел часы, составил календарь, как появились
инструменты для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих
веществ, какие задачи решали в старину, какими были первые деньги,
когда появились счетные машины и многое другое.
Каждый из этих вопросов составляет цепочку рассуждений, бесед,
наблюдений, опытов, решения проблемных ситуаций, составление рассказа
об интересных исторических фактах, изготовление моделей,
демонстрирующих разные стадии развития изучаемого явления, связанного с
областью математики и имеющего широкое прикладное значение для жизни
современного человека. Дети участвуют в создании своеобразной
коллекции, которая показывает развитие идеи в истории человеческой
практики до ее реализации в настоящем времени. Процесс деятельности по
составлению и пополнению коллекции разнообразен, а результат, как
правило, эмоционально окрашен.
На понятном для детей материале взрослые — педагоги и родители —
могут помочь изготовить действующие модели разных видов часов,
календарей, цифр, по ним проследить историю создания и
совершенствования различных приборов.
Размышляя над достоинствами и недостатками каждого нового
прибора, возможностями его применения, использования математических
знаний, взрослые вместе с детьми анализируют, почему необходимо было
совершенствовать приборы, системы. В результате расширяется кругозор
ребенка, и он начинает осознавать значение математической науки.
Темы для изучения: «Почему текут минуты и куда они текут?»,
«Тайны Нуллюса», «Арифметика Древней Руси», «Зачем рубили рубли?»,
«Абак — младший брат компьютера», «Почему у древних не было карманных
календарей?», «Два аршина, два локтя» и др.
В процессе работы решаются следующие задачи:
• формирование предпосылок учебных навыков, культуры познавательного общения и культуры умственного труда;
• развитие элементов поисковой деятельности, эвристического и понятийного мышления;
• стимулирование процесса саморазвития личности;
• развитие творческих способностей, кругозора детей;
• развитие ребенка как субъекта познавательной культуры и собственного творчества;
• совершенствование и расширение представлений детей о счетной,
измерительной и вычислительной деятельности, об ориентировке в
пространстве и во времени в контексте опосредованного математического
развития дошкольников; формирование познавательного интереса.
|