Успешность математического образования во многом зависит от степени
интереса ребенка к изучаемому. Интерес повышается тогда, когда
появляются первые успехи, самостоятельное преодоление трудности,
находится ответ на каверзный вопрос. Ребенку должен быть понятен смысл
предстоящих действий. Игровые мотивы часто используются для повышения
познавательной активности при закреплении складывающихся представлений и
способов деятельности.
Программа нацелена на удовлетворение дифференцированных
образовательных потребностей личности дошкольника и запросов родителей
на образовательные услуги, ориентирована на расширение области
получаемых знаний, позволяющее превысить федеральный стандарт
образования без перегрузки детей. Вместе с тем дополнительные
образовательные услуги осуществляют формирование и актуализацию
понятийной и операционной сфер математического образования, обеспечивая
пропедевтику и коррекцию трудностей, которые возникают у детей
дошкольного возраста в познавательной деятельности.
Работа с детьми построена с использованием игровых и
соревновательных элементов, позволяет использовать одновременно
разноуровневое содержание. Рассматривая процесс обучения математике как
организованную и целенаправленную интеллектуально-познавательную
деятельность, целесообразно применять инновационные технологии
организации образовательной работы. Для каждого ребенка необходимо
через различные формы вовлечения его в познавательную деятельность
обеспечивать накопление чувственного и информационного опыта, который
создает важнейшую базу знаний, актуализирует их. Накопление
чувственного опыта происходит через обогащенную предметную среду;
специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность,
интеллектуально-познавательное общение со взрослыми; организацию игр,
турниров (по шашкам, шахматам, танграм и др.) и командных соревнований
(КВН, Что? Где? Когда? и др.).
При такой организации дополнительной образовательной работы
легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и
повторяемости дидактических воздействий.
В процессе работы клуба серьезное внимание уделяется созданию
эмоционального комфорта в процессе познавательной деятельности, снятию
напряжения, возникающего нередко у детей из-за психотравмирующего
характера познавательного общения с родителями или возникшего
отрицательного опыта общения со сверстниками. Особенным для ребенка
является ощущение личной причастности; сопереживание и содействие
создают особое восприятие действия и зрелища. Положительное подкрепление
эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное
общение взрослого с детьми, а также использование стимулирующей
мотивации (личностной, игровой, познавательной) — это фон, на котором
строится работа клуба.
Программа включает в себя систематизированное содержание
математического образования детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста, построенного в виде игр-занятий, турниров,
командных соревнований.
Программа направлена на последовательное и постепенное решение следующих задач:
• повышение интеллектуальной активности и познавательной мотивации, творчества;
• развитие элементов эвристического и понятийного мышления;
• совершенствование умственной работоспособности;
• формирование адекватной самооценки и самоконтроля;
• охрана психического здоровья и эмоционального благополучия;
• формирование культуры познавательного общения. |