Правительством Российской Федерации принята Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
В программе указано, что события последнего времени
подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация
общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на
общественное сознание большинства социальных и возрастных групп
населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской
культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования
патриотизма. В программе также говорится о том, что в этих условиях
очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в
работе со всеми социальными и возрастными группами, а также в условиях
семьи как главной ячейки общества.
В настоящее время наиболее идеологически не защищенной частью
общества оказались самые маленькие граждане Российской Федерации — дети
дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей их воспитание
целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. Общий дух разговоров в
семье, характер отражающихся в них интересов, симпатий и антипатий
взрослых доходят до детского сознания и оставляют в нем след. Возможно,
это связано с тем, что многие семьи, в которых воспитываются дети
дошкольного возраста, сейчас находятся в трудных
социально-экономических условиях. Но при всех очевидных трудностях
родители должны понимать, что пройдет время, и ситуация в России,
которая на своем историческом пути переживала так много невзгод,
изменится. Но ребенок к тому времени уже вырастет озлобленным, с
чувством ущербности своего народа, что крайне опасно для его будущего.
По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность
часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается не защищенным
внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером и легко попадает
под негативное влияние. Так, например, социологи считают, что наркотики
одинаково популярны у детей бедных и богатых родителей и причину их
распространения следует искать не в материальных трудностях, а в
бездуховности окружающих ребенка взрослых. Поэтому в настоящее время
именно формирование духовной культуры личности, традиционно являвшееся
одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед
педагогами и родителями.
В связи с этим одной из актуальнейших задач, стоящих перед
дошкольной педагогической наукой, является разработка современных
учебно-наглядных пособий, содержание которых позволило бы уже на этапе
дошкольного детства приобщить детей к пониманию уникальности своей
страны, ее природных, духовных и исторических ценностей.
Такой подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного
возраста не случаен, потому что имеется ряд обстоятельств, которые
делают нашу страну отличной от других стран мира. Россия очень большая,
и на наших просторах сосредоточено огромное количество видов растений и
животных. Именно в России очень много таких мест, в которых
сохранилась дикая, девственная природа, уничтожение которой может стать
катастрофой не только для нашей страны, но и для всего человечества.
Так, например, Сибирь — это легкие всей Земли, потому что именно
сибирские леса поставляют кислород для всей планеты. Озеро Байкал —
самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой
водой. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и
остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его
водой, смогли бы жить почти полвека, расходуя в день на одного человека
столько воды, сколько сейчас расходуют люди в крупных городах самых
развитых стран. Кроме того, Байкал обладает самым богатым разнообразием
живых существ (2600 видов), которые в процессе жизнедеятельности
поддерживают чистоту и высокое качество воды озера и делают ее «живой»
водой.
А разве не испытываем мы, граждане России, чувство гордости за
наш Дальний Восток, Приамурье, Камчатку и многие другие уникальные
уголки природы нашей страны? Но, кроме таких природных гигантов, у нас
есть уникальное маленькое растение, познакомившись с которым каждый
ребенок вместе с родителями и педагогами сможет вырастить его. Этим
удивительным растением России является лен.
Перечислять уникальные природные явления России можно очень
долго. Но в сознании детей изменения могут произойти только в том
случае, если родителям и педагогам для работы с ними будут предложены
новые, хорошо иллюстрированные учебно-наглядные пособия, и не только по
знакомству с природой, но и с историческим прошлым своей страны, ее
культурой и искусством. Так, например, для всех россиян особым местом
является Московский Кремль, памятники которого всегда имели большое
значение в духовном и нравственном становлении подрастающего поколения.
Имеются документы, свидетельствующие о том, что уже к середине
XIX века Кремль регулярно посещали воспитанники Московского кадетского
корпуса с целью эстетического и патриотического воспитания. С историей
Кремля детей знакомили во всех школах, гимназиях, реальных училищах,
сиротских домах, а после Октябрьской революции для многих россиян
именно Кремль стал центром духовной культуры и хранителем исторической
памяти.
Общеизвестно, что вместе с воспоминаниями о красоте
исторических памятников, восхищением трудовыми и нравственными
подвигами людей у детей воспитывается никогда уже не исчезающее чувство
любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и
превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих
чувств — в любовь к Родине.
Но, к сожалению, посещать Кремль могут только московские дети.
Для того чтобы к духовным, историческим и культурным ценностям
Московского Кремля могли приобщиться дети России, должно быть
разработано специальное пособие, а затем и другие, которые должны
базироваться на региональном материале. А дети, живущие в Ярославле,
Великом Новгороде, Ростове, Тобольске, Пскове, Казани и других городах,
могут посетить кремль в своем городе, символизирующий могущество и
величие народа.
В результате этой работы в разных регионах Российской Федерации
могут быть разработаны аналогичные учебно-наглядные пособия,
объединенные в серию под названием «Любите Россию», которые будут
призваны решать следующие задачи:
• помогать детям почувствовать восхищение перед теми уникальными
возможностями, которыми располагает природный и животный мир России
(озеро Байкал, Приамурье, русский лен и т. п.), и проявлениями жизни,
которых они раньше не замечали (преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу, сила человеческого духа и т. п.);
• воспитывать уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу;
• показать красоту народного, декоративно-прикладного и
изобразительного искусства и развивать способность наслаждаться
многообразием и изяществом форм, красок архитектурных ансамблей,
обращать внимание детей на средства выразительности, используемые
народными мастерами, художниками, скульпторами и мастерами литейного
дела в своих изделиях и произведениях изобразительного искусства;
• развивать познавательную инициативу детей (любознательность,
самостоятельную исследовательскую деятельность) за счет партнерской
деятельности со взрослым, расширять кругозор детей, выводя их за
пределы непосредственного практического опыта в более широкую
пространственную и временную перспективу; формировать элементарные
географические и исторические представления;
• формировать у детей интерес к созданию поделок, конструкций на
темы, связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой
и историей своей страны.
На федеральном уровне в серию «Любите Россию» войдут следующие
учебно-наглядные пособия: «Детям о Московском Кремле», «Детям о
животных России», «Лен России», «Удивительное путешествие по Байкалу» и
др.
На региональном уровне в серию должны войти учебно-наглядные
пособия, в которых получит свое развитие содержание по четырем
взаимосвязанным направлениям: «Я и моя семья, родные и близкие, мой
край, округ, город (поселок, село)» и т. п., «Растительный и природный
мир моей малой родины», «Культура и искусство», «История».
Очевидно, что разработка такого рода учебно-наглядных пособий
может быть осуществлена в результате большой и целенаправленной работы
педагогических коллективов с родителями, детьми и сотрудниками
учреждений искусства, культуры и музейных работников. Но началом этой
работы может стать элективная программа по данному направлению.
|