Многие взрослые забывают о том, как впечатлительны дети
дошкольного возраста, как быстро усваивают и запоминают они новую
информацию, если она подается в необычной обстановке. Каждое посещение
нового места может стать настоящим захватывающим приключением,
запоминающимся на долгие годы. Одним из таких важных событий в жизни
дошкольника бывает посещение парка или музея, поездка в другой город
или даже страну, где малыш узнает много нового, весело и интересно
проводит время с родными, близкими и друзьями, обогащает свой жизненный
опыт. Ребенок начинает понимать широту мира и расширять свое жизненное
пространство. У него появляется устойчивый интерес и желание
отправиться в новое увлекательное путешествие.
Начинать ознакомление с многообразием окружающего можно с
парков и музеев родного города, области. По мере отдаления от дома
дошкольник начинает понимать восхитительное многообразие мира и
воспринимать себя его частичкой.
Целью таких маленьких путешествий является возможность
разнообразить досуг детей дошкольного возраста и обогатить их
жизненный, чувственный опыт.
Посещение музеев и парков может быть групповое, когда детей
сопровождает воспитатель или специалист-экскурсовод, на доступном языке
рассказывающий интересные подробности о том или ином явлении, которое
отображается в экспозиции музея.
Поход в музей может также стать и полезной формой организации
семейного досуга. Дети узнают что-то новое, совершенствуют восприятие,
конкретизируют представления об окружающем в обществе родителей или
представителей старшего поколения, что способствует сближению ребенка с
семьей, созданию семейной истории, формированию общих семейных
интересов и ценностей, приобщению к семейным традициям.
Общие задачи этого вида досуга —
способствовать возникновению потребности в познавательной и творческой
активности для проведения свободного времени; формировать устойчивые
интересы, увлечения; обогащать чувственный опыт; совершенствовать
мышление, память, воображение и другие познавательные психические
процессы; развивать познавательную активность детей, давать им
возможность расширить свой кругозор; пополнять или систематизировать
знания в разных областях; испытывать положительные эмоции от общения с
семьей и друзьями; в целом — сформировать личность увлекающуюся,
многогранную.
Содержание элективной программы: посещение разных видов музеев и парков родного города, области.
В зависимости от вида музея в работе с детьми реализуются частные задачи.
1. Зоопарки и ботанические сады (национальные парки):
• расширять и закреплять представления детей о флоре и фауне той или иной природной зоны;
• формировать способность наблюдать за жизнью растений, повадками животных в естественной среде;
• развивать умение видеть красоту и многообразие окружающего мира, воспринимать себя частичкой природы;
• способствовать возникновению желания бережно, с терпением и любовью относиться к ней.
2. Естественнонаучные и политехнические музеи:
• расширять и закреплять представления детей о тех или иных достижениях в разных областях науки;
• осознавать их практическое применение в жизни;
• обогащать интеллектуальный опыт детей;
• развивать умение наблюдать за явлениями природы, изучать их терпеливо, анализируя увиденное;
• формировать желание пополнять знания в разных областях науки;
• закреплять мотивацию изучения разных интересных предметов и наук в дальнейшем, в период школьного обучения.
3. Исторические, историко-краеведческие музеи, музеи-усадьбы:
• расширять и закреплять представления детей о родном крае, городе, его истории и традициях, быте;
• воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине и родной стране;
• пополнять и обогащать знания о различных ярких и важных исторических событиях;
• формировать желание участвовать в общественной жизни города, края.
4. Музеи декоративно-прикладного искусства:
• расширять и закреплять представления детей о народном творчестве;
• обогащать чувственный и эстетический опыт;
• воспитывать любовь и уважение к произведениям декоративно-прикладного искусства;
• формировать художественный вкус.
5. Музыкальные и театральные музеи:
• расширять и закреплять представления детей о музыке и театре,
музыкальных инструментах, театральных жанрах, композиторах,
музыкантах, драматургах, режиссерах, актерах;
• обогащать эстетический опыт;
• воспитывать любовь к этим видам искусства;
• пополнять знания по истории театра и музыки, важных эпох в их развитии, истории жизни великих деятелей искусства;
• формировать художественный вкус.
6. Музеи и выставки с оригинальными экспозициями (игрушки, восковые фигуры, кошки, шоколад, открытки и т. п.):
• расширять и закреплять представления детей о тех или иных явлениях жизни;
• обогащать эстетический, чувственный, информационный опыт. |