Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании
окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают
складываться представления о свойствах предметов: величине, форме,
цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с
ними, — уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять.
Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря
усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам,
объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение
схем, моделей, обобщенных понятий.
Малыш движется от незнания к знанию, возникают связи между
новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация
знаний.
Многие ученые отмечают, что способности к переработке
информации формируются у детей в значительной степени уже к 5—6 годам.
Однако не следует стремиться вложить в голову ребенка как можно больше
знаний, пройти полную программу первого класса в этом возрасте.
Значительно важнее научить ребенка мыслить, развить самостоятельность,
независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать
зависимости.
В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические
возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного
материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения.
Вместе с тем в старшем дошкольном возрасте обнаруживаются
существенные индивидуальные различия в математических представлениях
детей. Стремление «наращивать» усвоение содержания без учета
индивидуального темпа может привести к искусственному сдерживанию
развития одних детей и возникновению формализованных знаний у других.
Характер этой работы с разными категориями детей будет
различным. Одним детям, имеющим формализм в знаниях, испытывающим
трудности в обучении, необходимы упражнения, практическое и игровое
применение имеющихся знаний, чтобы осознанно и прочно усвоить материал,
и только после этого двигаться дальше. Другим детям, опережающим своих
сверстников и продвигающимся более быстрым темпом, могут быть
предложены задания повышенного уровня трудности, возможность применения
знаний в проблемно-практических ситуациях, а также задания на
классификацию, сообразительность, логику. Некоторые дети ориентированы в
содержании математического курса первого класса и демонстрируют знания
его отдельных фрагментов, затрудняясь при этом в выполнении достаточно
простых учебно-поисковых заданий, не располагают способами анализа и
обсуждения полученных результатов. Есть дети, которые не посещали
дошкольное учреждение. Их математические представления складывались
стихийно или в результате организованного в семье обучения. Таким детям
необходимы систематизация знаний, переход от ситуативного решения
познавательной задачи на обобщенные способы, понимание отношений,
установление взаимосвязей между процессом и результатом, обоснование
выбора способа собственных действий.
Математическое образование каждой категории детей старшего
дошкольного возраста должно базироваться на интеграции игровой,
познавательной, продуктивной и поисковой деятельности, через разные
формы которых и организуется содержательный материал. При этом
необходимо учитывать различия в культурно-образовательном опыте детей и
в области познавательных интересов. Закрепление и актуализацию
математических представлений целесообразно продолжить в условиях семьи.
Необходимо направить активность родителей на преодоление возникающих
трудностей, научить их радоваться индивидуальным достижениям ребенка и
учитывать темп его продвижения.
Область математических представлений, которая складывается в
дошкольном возрасте, становится фундаментом для дальнейшего
математического образования и влияет на его успешность.
Целями педагогической работы по формированию математических представлений перед школой являются:
накопление, обогащение и упорядочивание элементарных математических представлений;
овладение способами оперирования знаниями, перенос их в сходные и нестандартные ситуации;
развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.
В процессе образовательной работы необходимо направить усилия
на совершенствование у ребенка представлений об окружающем, развитие у
него умственных способностей, любознательности, познавательного
интереса.
Задачи развития математических представлений:
• способствовать формированию активного отношения к собственной
познавательной деятельности в области математики; умения выделять в
ней цель и способы достижения, рассуждать о них, стремиться объективно
оценивать ее результаты;
• развивать представления о свойствах (величине, форме,
количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о частных и
обобщенных способах познания свойств и отношений;
• развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и
устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения, объяснять
ход решения творческой или проблемной задачи;
• способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их;
• создавать условия для накопления чувственного опыта при
восприятии формы, пространства и времени; помогать конкретизировать и
упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным
параметрам (форма, величина, количество, пространство и время);
• поощрять использование терминов и математической символики;
одобрять любознательность, поддерживать инициативу ребенка в попытках
найти объяснение возникшего вопроса или замеченного противоречия;
• способствовать активному использованию математических понятий
в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни;
совершенствовать представления о них;
• развивать потребность в интеллектуальном общении,
поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в
разрешении проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское
экспериментирование и наблюдение.
Содержание математического образования определяется исходя из
потребностей развития ребенка и логики изучения математической науки и
включает следующие направления:
формирование представлений о числе и количестве;
развитие представлений о величине;
развитие представлений о форме;
развитие пространственных ориентировок;
развитие ориентировок во времени.
Формирование представлений о числе и количестве
При наглядном восприятии и в самостоятельной деятельности
совершенствовать представления о числах первого десятка.
Конкретизировать представления об образовании чисел первого десятка из
предыдущего числа и единицы (или последующего числа и единицы) и на
основе измерения. Познакомить с новой единицей счета — десятком.
Формировать представление о числах второго десятка.
Создавать условия для понимания последовательности чисел и
места каждого из них в натуральном ряду: образовать число, больше или
меньше заданного; доказать равенство или неравенство групп предметов по
числу; находить пропущенное число.
Совершенствовать представление равенства-неравенства между
числами, о способах сравнения чисел. Способствовать осознанию отношений
между последовательными числами в пределах первого десятка (число семь
меньше числа восемь на один, но больше числа шесть), обозначению
словами результатов своих действий и сравнения.
Конкретизировать представления о количественных отношениях
(предметов в одной группе может быть больше или меньше, чем предметов в
другой группе; в двух группах предметов может быть поровну, одинаковое
количество; предметов в третьей группе может быть больше, чем во
второй, но столько же, сколько в первой).
Способствовать пониманию относительности числа (число восемь
больше по сравнению с числом пять, но меньше по сравнению с числом
десять).
Использовать жизненные ситуации для количественного сравнения
объектов, демонстрируя независимость числа от величины предметов и их
пространственного расположения (больших и маленьких предметов может
быть поровну или не поровну, неодинаковое количество, предметы одной
группы могут быть расположены близко или далеко друг от друга — от
этого их количество не меняется).
Способствовать совершенствованию счетных навыков.
Показать на наглядном материале состав каждого числа в пределах первого десятка из двух меньших чисел.
Знакомить с цифрами от 0 до 9, с «чтением» печатной нумерации натуральных чисел.
Совершенствовать представления о простой арифметической задаче, ее структуре, составлении и решении задач.
Развитие представлений о величине
Конкретизировать представления о величине и ее параметрах
(длине, ширине, высоте), относительности признаков, сравнительной
характеристике и ее словесном выражении.
Формировать представления о способах определения величины.
Расширять границы использования способов непосредственного и
опосредованного измерения и сравнения объектов по величине.
Знакомить со способами сравнения объектов по величине
(протяженности и объема) с помощью условной меры, использовать их при
решении практических и проблемно-познавательных ситуаций.
Создавать условия для классификации и сериации предметов по
величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и
относительность признаков величины.
Развитие представлений о форме
Совершенствовать представления о форме. Расширять представления
о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник (квадрат и
прямоугольник), многоугольник) и признаках геометрических фигур
(вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур и ее
основаниях.
Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.
Развитие пространственных ориентировок
Совершенствовать опыт ориентировок в пространстве, определяя свое
местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение
пространственного расположения объектов.
Развивать пространственные ориентировки на плоскости.
Создавать условия для проявления самостоятельности при
ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы, планы.
Рассказывать о предстоящем путешествии или пройденном пути, используя
соответствующие обороты речи с предлогами и наречиями.
Развитие ориентировки во времени
Совершенствовать и расширять представления о времени по
цикличности природных явлений, формировать представление о
последовательности дней недели, месяцев года.
|