Цель программы. Способствовать
взаимодействию детского сада и семьи в решении задач музыкального
воспитания детей; привлечь родителей к совместным с педагогами
действиям в решении этих задач; сформировать у них стойкое убеждение в
важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка; научить
родителей способам создания музыкальной среды, методам музыкального
воспитания детей в семье; способствовать музыкальному просвещению самих
родителей.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для
эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит
через всю жизнь. Первые годы жизни ребенка самые ответственные в этом
отношении. Та атмосфера, в которой растет и развивается ребенок в
первые дни, месяцы, годы, оказывает на него сильное психологическое
воздействие, постепенно формирует его нравственно-эстетические
потребности и вкусы. От того, как и какую музыку будет преимущественно
слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут
созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем
развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение
к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а следовательно, и
развитие его личности в целом.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно
осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного
учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребенок получает
именно в семье, поэтому важно с самых первых дней посещения ребенком
дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а
не только в детском саду для ребенка были созданы благоприятные
условия для общения с музыкой.
Очень важно, чтобы музыкальное развитие ребенка, осуществляемое
в дошкольном учреждении, имело естественное продолжение в домашней
обстановке. Поэтому необходимо, приобщая родителей к совместным
действиям по организации музыкального воспитания, постепенно вызывать у
них осознанное отношение к этим действиям, убеждение в необходимости
создания в семье условий, благоприятных для музыкально-эстетического
развития детей.
Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов
дошкольного учреждения и родителей, личному участию родителей в
некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими
методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио- и
видеозаписей, имеющихся в детском саду и призванных помочь родителям в
семейном воспитании, работа по музыкальному воспитанию детей в целом
становится более успешной.
Практикой наработаны различные формы взаимодействия с семьей,
например консультации, семинары, родительские собрания, совместное
проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный
эффект. Однако этого недостаточно, поскольку мало убедить родителей в
необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, важно еще
обучить их наиболее доступным методам организации этой работы
(например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и
как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать
предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать
или делать своими руками, как организовать детский праздник, как
создать музыкальный «музей» дома и др.).
Содержание программы.
Роль музыки в
гармоническом развитии личности ребенка. Музыка как фактор
оздоравливающего воздействия на организм. Что такое музыкальность и
одаренность и возможно ли развить музыкальные способности у каждого
ребенка? Влияние музыки на будущего ребенка в пренатальном периоде
развития. Особенности музыкального воспитания ребенка в периоды раннего
и дошкольного детства. Методы и приемы организации музыкального
воспитания в семье. Различные формы работы родителей с детьми по
музыкальному воспитанию.
|