Письменность — величайшее изобретение человечества, которое помогает
ему сохранять наиболее ценное, что создано им, и передавать другим
поколениям, обеспечивает общение с культурой своего и других народов.
Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение родным
языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.
Одной из характерных тенденций развития современного
образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих
изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить
ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание
занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них
появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и
педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь
относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как раньше
осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).
Грамота — это овладение умением читать и писать тексты,
излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только
значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е.
овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен
в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме,
но и в усвоении русского языка в целом.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные
навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка
(психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и
языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих
составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким
речевым характеристикам, как развитый речевой слух, который лежит в
основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков
родного языка, что обеспечивает правильное проговаривание, знание
зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка
гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма, что
особенно важно для овладения письмом, и др.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка
выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению
письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения
грамоты распадается на несколько этапов, бóльшая часть из которых
приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более
успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского
сада.
Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).
Общие задачи обучения:
1. Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение).
2. Обеспечить ориентировку в звучащем слове.
3. Упражнять в дифференцировании звуков.
4. Познакомить с печатными буквами.
5. Проводить анализ и синтез образов букв, а также упражнять в умении их дифференцировать.
6. Дать практическое представление об основном механизме чтения слога.
Обучение чтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы со своим кругом задач:
1. Звуки речи.
Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и
выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,
середина, конец).
Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать
особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов,
участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении
различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в
произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать
последовательность звуков в слове.
Познакомить с существенными опознавательными признаками двух
основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.
2. Образ буквы.
Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт).
Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении
соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать
схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение.
Дать практическое представление об основном механизме чтения
слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений
учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
4. Предложение. Слово.
Дать первоначальное представление о предложении и слове
(составление нераспространенных и распространенных предложений;
правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные
предложения в потоке речи; членение предложений на слова,
последовательное выделение слов из предложений; определение количества
слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.
Подготовка к обучению письму
Письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен
ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная
работа по подготовке к обучению письму.
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен
быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего
является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью.
Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка
(даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи
взрослого.
Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в
себя четыре основных направления, которые являются составной частью
занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление
наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
1. Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя
пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш
лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает
карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша
направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец
должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для
большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом
(«Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа
«Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает:
напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового
напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены
тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки
осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном
труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных
направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.
Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для
развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами,
ниткопись и бисерография и т. п.).
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится
ориентироваться в пространстве, определять пространственные
взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и
относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения
детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений,
связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу
взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к
рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое
расположение отдельных элементов.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить
анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте
ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений
предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
4. Формировать элементарные графические умения.
Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). |