По свидетельству психологов, педагогов и социологов, отсутствие
общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками)
эмоционально обедняет растущую личность. Этот процесс приобретает
особую актуальность в современных условиях, когда в семье происходят
значительные изменения (нуклеарность, исчезновение семейных традиций,
разрушение преемственности и эмоционально-родственных связей между
поколениями).
В настоящее время приобретает особую остроту пересмотр сферы
соучастия взрослого в жизни ребенка, повышения социальной активности
старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
Накопленный старшим поколением ценный опыт воспитания и его
специфическая воспитательная роль игнорируется, а воспитательные усилия
родителей дошкольников и их дедушек и бабушек оказываются недостаточно
скоординированными. Участие представителей старшего поколения семьи в
воспитании дошкольников остается стихийным процессом.
Вместе с тем ученые указывают на воспитательную роль дедушек и
бабушек в трансляции опыта поколений (создание традиций, сохранение
истории семьи и передача ее младшему поколению). Представители старшего
поколения обладают большим запасом знаний и творческим потенциалом,
поэтому нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь
маленького ребенка от общения с бабушками и дедушками становится более
надежной, защищенной, устойчивой. Возникает необходимость воспитания у
детей качеств, способствующих гармонизации их отношений со старшим
поколением семьи, формирования эмоциональных отношений дошкольников со
старшими представителями семьи.
Несмотря на то что взрослые оспаривают свои приоритеты в
воспитании, родители явно или скрыто стремятся оттеснить старшее
поколение, дошкольники тем временем выражают явное предпочтение общению
с бабушками и дедушками.
В результате обострения противоречий не создаются условия для
полноценного использования воспитательного потенциала разных поколений
семьи в развитии и воспитании дошкольников.
В связи с этим программа ориентирует на формирование культа
семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения,
повышение их социальной активности в вопросах воспитания.
Социальная активность старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста повышается, если:
• программа включения старшего поколения семьи в воспитание
детей дошкольного возраста в ДОУ учитывает социологические и
психологические особенности лиц этого возраста;
• формы включения старшего поколения семьи в воспитание детей
дошкольного возраста способствуют интеграции жизненного опыта,
осмыслению прожитой ими жизни, осознанию реалий современной
действительности;
• методы включения старшего поколения семьи в воспитание детей
дошкольного возраста будут вариативными и рассчитанными на различных по
полу, возрасту, социальному положению и индивидуально-психологическим
особенностям представителей старшего поколения.
Использование содержания и комплекса методических приемов,
специфических для каждого участника педагогического процесса,
способствует повышению активности старшего поколения семьи в воспитании
внуков, улучшению межличностных отношений между детьми, их родителями,
дедушками и бабушками, что в конечном итоге служит восстановлению
преемственности между поколениями в современном обществе.
Цели программы:
• ориентировать родительскую педагогическую позицию на
понимание ценности воспитания в детях качеств, способствующих
гармонизации отношений детей со старшим поколением семьи (бабушками,
дедушками);
• позитивно изменить отношение детей к старшему поколению
семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям и
жизненному опыту;
• способствовать вовлечению бабушек и дедушек в воспитательный
процесс не только в семье, но и в различные мероприятия детского сада,
способствующие формированию уважения к старшему поколению.
Содержание работы с родителями и старшим поколением семьи
строится на обогащении их психолого-педагогическими знаниями,
сведениями из народной педагогики и традициями воспитания детей в
разных культурах; на овладении интерактивными методами работы с
дошкольниками и другими участниками педагогического процесса; на
обогащении предметно-развивающей среды, организации совместной
досуговой, познавательной и трудовой деятельности, целевых занятий и
бесед. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров,
понимание значимости традиций семьи и социальной роли старшего
поколения в развитии личности ребенка, создание атмосферы уважения, на
овладение способами прямого и опосредованного выражения взаимоуважения
всех участников педагогического процесса за социально значимый вклад
каждого в воспитание ребенка.
Работа с детьми дошкольного возраста направлена на формирование
их представлений о вкладе пожилых людей в общественную жизнь страны и
личную жизнь каждого ребенка, на воспитание эмпатии и толерантности к
старшему поколению семьи и овладение способами выражения любви,
внимания и заботы о бабушках и дедушках. |