Педагогам, родителям и специалистам дошкольных образовательных
учреждений предоставляется возможность, кроме основной комплексной
программы «Из детства — в отрочество», использовать элективные
программы. Элективные, т. е. избирательные, программы разработаны на
единой концептуальной основе и являются гармоничным продолжением
программы «Из детства — в отрочество», расширяя горизонты воспитания,
образования и развития ребенка-дошкольника. Они органично встраиваются в
работу дошкольного образовательного учреждения.
Выбор элективных программ определяется желаниями родителей и
педагогов, необходимостью проведения специальной работы с определенной
частью детей. Элективные программы могут использоваться в системе
дополнительного образования, в семейном воспитании или в клубной работе
по интересам, досуговых центрах, организованных на базе ДОУ,
разворачиваться как региональный компонент программы «Знакомство с
культурным наследием, историческим и природным богатством родного
края».
Законом «Об образовании» закреплены принципы государственной
политики в области образования, подчеркивающие его гуманистический
характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка
системой образования национальных культур, региональных культурных
традиций и особенностей (глава 1, ст. 2).
Авторы программы рассматривают реализацию регионального
компонента элективных программ под общим названием «Знакомство с
культурным наследием, историческим и природным богатством родного края»
как часть воспитательного процесса. На основе предложенного он может
быть обогащен содержанием, связанным с культурным достоянием каждого
региона.
Элективные программы имеют большой воспитательный потенциал и
используются как средство воспитания познавательной культуры, развития
эстетических чувств и творческих способностей, патриотического
воспитания, приобщения к духовным и культурным ценностям родного края.
Они позволяют синтезировать разнообразные формы и методы
коммуникативной деятельности как с малыми, так и с большими группами
детей и их родителей, что позволяет эффективно воспитывать культуру
общения, познания, потребность в содержательном проведении досуга и
организации собственной свободной деятельности, служат удовлетворению
познавательных потребностей, саморазвитию, самообразованию, выработке
определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального
опыта.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на
духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная
природа, история народа — то, что составляет фундамент становления
личности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского,
патриотического воспитания находились в центре внимания любого
государства и решались с учетом социальных потребностей, с
использованием различных средств, методов, форм работы.
Настоящее время отражает общественные противоречия, связанные с
серьезными изменениями в социокультурной обстановке, с новыми этапами
реформирования образования. Процессы гуманизации и демократизации в
образовании нарастают и требуют реальной отдачи.
Культура базируется на общечеловеческих и культурных ценностях,
что воспитывает в человеке чувство собственного достоинства,
внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к окружающим,
гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных
чувств.
Сохранение культурных ценностей является важным условием
процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от
исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения
негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма,
социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими,
традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров.
Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность,
происходит деформация общественной психологии и менталитета.
В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования,
свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления
специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится
формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения
содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных
переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в
котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма
определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным
состоянием общества.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к
сохранению культуры, восстановлению ее материальных и духовных
ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных
ориентаций личности.
|