Физическая культура является частью общечеловеческой культуры.
Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее
значение для нормального психофизического развития ребенка, укрепления
его здоровья и развития двигательной сферы.
Физическая культура рассматривается как основа формирования
здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается
фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно
важных систем и функций организма. У ребенка развиваются адаптационные
возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям,
формируются движения, осанка; приобретаются физические качества,
вырабатываются гигиенические навыки, привычки и представления,
формируются черты характера.
К физической культуре ребенок приобщается постоянно, она пронизывает все виды его деятельности и отдых.
Основным средством физической культуры являются физические
упражнения, которые представляют собой специально подобранные движения и
различные виды двигательной деятельности, организованные взрослым.
Систематическое выполнение упражнений содействует всестороннему
развитию всех органов и систем, и в первую очередь двигательного
аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу; улучшает координацию
движений, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Интенсивная двигательная активность детей влечет за собой
усиление сердечной деятельности, тренирует сердце, укрепляет нервную
систему, улучшает соотношение процесса возбуждения и торможения в коре
головного мозга. Через движение ребенок познает окружающий мир, у него
развивается ориентировка в пространстве, проявляются волевые усилия и
яркие эмоциональные переживания.
Работа по физической культуре с детьми осуществляется по
программе, которая направлена на развитие движений, совершенствование
двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота
реакции, координация) в условиях детского сада и семьи. Педагогам и
родителям следует позаботиться о создании условий для развития детской
двигательной деятельности. Важно, чтобы полученные детьми двигательные
умения и навыки во время разных видов занятий по физической культуре
широко использовались в повседневной жизни.
Развитие у детей способности организовывать двигательную
деятельность «по своей собственной программе» в коллективе сверстников
позволит избежать гиподинамии в детских учреждениях и создаст базу для
широкого использования разнообразного арсенала движений во время
активного отдыха. С целью формирования устойчивых навыков правильного
осуществления двигательных действий, заданий важно активизировать детей
в необычных ситуациях (в парке, лесу, на спортивной площадке и т. д.).
Создание условий для полноценной двигательной деятельности
детей в детском саду и семье способствует формированию основных
двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей
детского организма, развитию физических качеств и способностей,
воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре.
Движения доставляют детям радость и могут служить хорошим
средством повышения их умственной и физической работоспособности. Важно
на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать
природную потребность ребенка в разных играх и движениях, не подавляя
при этом его инициативы. Двигательная деятельность оказывает
благоприятное воздействие на организм ребенка, если она соответствует
его возрастным и индивидуальным особенностям.
Педагогам и родителям следует позаботиться о создании
рационального двигательного режима в условиях детского сада и семьи,
который должен включать разные виды занятий по физической культуре
(утренняя гимнастика, двигательная разминка между занятиями с
преобладанием статических поз, физкультминутка, гимнастика после
дневного сна, подвижные игры и упражнения во время прогулок, походов в
парк или близлежащий лес, плавание в бассейне, игры-досуги и т. д.).
Программа содержит определенный подбор игр и физических
упражнений для детей, который может быть реализован в разных формах и
видах двигательной деятельности в детском саду и дома.
Физические упражнения основаны на активных двигательных
действиях произвольного (осознанного) характера. К ним относятся
основные виды движений, общеразвивающие и строевые упражнения,
музыкально-ритмические и танцевальные движения, спортивные упражнения и
игры с элементами спорта.
Пожелания авторов в адрес родителей и педагогов:
• создавать условия для удовлетворения биологической потребности ребенка в движении;
• обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций
организма через специально подобранные комплексы физических упражнений и
игр с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;
• способствовать осознанному и самостоятельному использованию
ребенком определенного объема знаний и умений в различных условиях (в
лесу, во время преодоления препятствий, при выполнении двигательных
упражнений и т. д.);
• воспитывать у ребенка интерес к занятиям физической культурой
как организованной форме максимального проявления его двигательных и
функциональных возможностей;
• поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
В программе раскрыты основные направления работы с детьми от 1 года до 7 лет по воспитанию физической культуры.
Рассмотрим особенности физического развития детей на каждом возрастном этапе.
Физическое воспитание на втором году жизни
становится существенным фактором для развития ребенка. Физиологическое
действие движений на организм заключается в том, что увеличивается
приток крови к мышцам и тем самым улучшается транспортировка
питательных веществ и кислорода к тканям. Повышается реактивность
организма, улучшается обмен веществ. Обеспечивается более прочное
соединение мышцы с костью, так как постоянные сокращения мышечных
сухожилий стимулируют рост надкостницы, поэтому движения считаются
биологическим стимулятором роста. Они оказывают рефлекторное влияние на
функции всех систем и органов, в частности надпочечников, которые имеют
важнейшее значение в обеспечении адаптационных реакций.
В этом возрасте малыш уже может выполнять некоторые физические
упражнения самостоятельно, хотя в первом полугодии ему еще необходима
помощь взрослого, направляющего его движения. До 1 года 2 месяцев детям
продолжают делать массаж спины и живота и выполняют тот комплекс
упражнений, который ребенок получал в конце первого года жизни. Кроме
того, если к концу года он начал самостоятельно ходить, то в комплексы
включают простейшие упражнения в ходьбе с препятствиями: перешагивание
через палку, лежащую на полу, ходьба по дорожке, нарисованной на полу
или ограниченной двумя веревочками. При этом детей до 1 года 2 месяцев —
1 года 3 месяцев поддерживают за обе руки. Можно продолжать и
перелезание через бревно или валик, залезание на табуретку или лесенку.
Взрослый при этом должен быть все время рядом с ребенком. Придерживая
его за талию и за колени, он побуждает малыша наклоняться вперед, чтобы
поднять с пола игрушку или какой-либо другой предмет. В этом возрасте
детей следует учить бросать мяч (диаметром 15—20 см) вниз двумя руками.
С 1 года 3 месяцев — 1 года 4 месяцев ребенка учат уже
самостоятельно ходить по лежащей или нарисованной на полу дорожке
шириной 30 см, а затем 25 см и перешагивать через лежащую на полу
палку; влезать на лесенку; перелезать через бревно уже не на
четвереньках, а перекидывая ноги из положения сидя на бревне;
проползать под стулом или табуреткой; бросать большой мяч двумя руками
из положения стоя и маленький (диаметром 5—6 см) вдаль на расстояние
50 см.
В 1 год 5 месяцев — 1 год 6 месяцев у малыша закрепляется
умение подниматься вверх по наклонной доске (ширина 25 см, длина
1,5—2 м), приподнятой одним концом от пола на 10—20 см, и спускаться
вниз; входить на опрокинутый вверх дном ящик (50 × 50 см) высотой 10 см
и сходить с него; перешагивать через палку или веревку, приподнятую на
высоту 5—10 см. Его учат влезать и слезать со стремянки (высотой 1,5
м) приставным шагом, бросать одной рукой (попеременно) маленький мяч в
корзину (диаметром примерно 60 см), помещенную на полу на расстоянии
20—40 см.
Предлагаем родителям и педагогам познакомиться с комплексом
упражнений для детей этого возраста, разработанных
Р. В. Тонковой-Ямпольской и Т. Я. Черток.
|