Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 20:29

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
                    О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
                                      Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО

ИГРА

      Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Все, чем он занимается (складывает из кубиков башенку, собирает пирамидку, кормит куклу и т. д.), взрослые называют игрой. Определение этих занятий как игровых подразумевает, что малыш делает что-то, во-первых, по собственному желанию, во-вторых, с удовольствием и, в-третьих, ради самого процесса, а не результата в общепринятом значении этого слова. Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра, как правило, имеет развивающий эффект. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.
      Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они, однако это недоступно ему.
      Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности — процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов.
      Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
      Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра, если она не заорганизована взрослыми, а доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра — наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности.
      Процессуальная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития.
      На первом году жизни сюжетные игрушки выступают для ребенка в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, грызет и др., т. е. изучает ее физические свойства. Если взрослые показывают ребенку, как можно играть с такими игрушками, то уже в 10—11 месяцев малыш начинает усваивать игровое назначение предметов: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, купает. Вначале ребенок действует с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми продемонстрировал ему взрослый.
      На втором году жизни круг игрушек, которыми играет ребенок, расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то постепенно он начинает укладывать спать и другие игрушки, которые есть в его игровом уголке.
      Таким образом, возникают обобщенные действия, в которых ребенок действует как взрослый. Все больше растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т. е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, поит куклу из чашки, но не может угостить ее конфетой, которой нет среди игрушек). Замену отсутствующих предметов другими ребенок может совершить пока еще только с помощью взрослого, подражая ему (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком — вместо хлеба).
      Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Однако, если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает все активнее варьировать игрушки и игровые действия, которые становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занимают воображаемые действия с отсутствующими предметами (например, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помешивает в пустой кастрюльке «еду»).

      В целом на втором году жизни ребенка закладываются основные составляющие игры:
      возникает интерес к новому виду деятельности;
      формируется умение принимать воображаемую ситуацию;
      происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию ребенка;
      появляются самостоятельные вариации одного и того же действия с разными предметами;
      происходит становление первых замещающих действий.
      Однако все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры.
      На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
      На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов.
      Но, пожалуй, главное достижение этого возраста — бурный рост воображения, для которого игра — самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик — вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Использование замещений одних предметов другими позволяет значительно расширить рамки одного или нескольких уже хорошо знакомых ребенку сюжетов. Более того, в этом возрасте ребенок способен преодолеть навязываемый сюжетными игрушками ход игры и переструктурировать ситуацию, придумав собственный сюжет, построенный на одних лишь замещениях. Такая игра становится по-настоящему творческой.
      Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием развитию этого процесса.
      На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует в качестве мамы, врача или парикмахера. Такая игра получила название «роль в действии». Однако во второй половине второго года жизни у малыша постепенно начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу — дочкой или сыночком и т. п. Так же как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослого. Если родители и воспитатели не проводят соответствующей педагогической работы, ролевое поведение формируется значительно позже.
      Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой складывается его социальная компетентность: в условных обстоятельствах и в обобщенной форме ребенок овладевает смыслом человеческой деятельности и взаимоотношений между людьми. Конкретным выражением социальной компетентности является умение дошкольника выбирать или придумывать игровые сюжеты, принимать на себя роли персонажей и последовательно разворачивать их, выбирать и создавать игровые атрибуты, строить взаимоотношения с партнерами.
      В совместных играх формируются коммуникативные навыки детей, их умение учитывать желания и мнения других людей, согласовывать свои действия с действиями партнеров, улаживать конфликты и пр.
      Сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации способствуют развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления, стимулируют интерес к различным профессиям, сторонам деятельности людей, приобщают к национальной и мировой культуре. Нерегламентированные виды игры создают условия для проявления детской инициативности и самостоятельности в постановке игровых целей, их реализации. Игры с правилами, спортивные и дидактические игры наилучшим образом способствуют развитию произвольности, умения добиваться поставленной цели, оценивать свои достижения, исправлять ошибки. Формирование этих качеств является залогом успешного включения старших дошкольников в учебную деятельность.
      О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
      Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей, но и «общество, и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права» 2.
      Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры — «Козу-дерезу», «Ладушки», «Сороку-ворону» — охотно играют с детьми многие родители.
      Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.
      В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: при малейшей материальной возможности приобретаются разнообразные игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор или играет на компьютере. При этом родители искренне уверены в том, что разнообразные веселые игры их детства со сверстниками (дочки-матери, казаки-разбойники и др.) далеко ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решить все задачи, связанные с развитием ребенка.
      Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знает, что собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка-дошкольника.
      Очевидно, не все родители знают, что во многих высокоразвитых странах мира, таких как США, Япония и другие, педагоги, психологи, врачи серьезно обеспокоены тем, что их дети мало играют, так как увлечение только компьютерными играми оборачивается для ребенка серьезными нарушениями в здоровье.
      Так, например, Тарихо Фукуда, много лет работающая в психиатрических клиниках Японии, считает, что в настоящее время положение маленьких японцев вызывает тревогу.
      На первый взгляд японские дети кажутся счастливыми. Они одеты и сыты, их хорошо воспитывают в семье, у них есть самые современные компьютерные игры.
      Но, присмотревшись к ним как специалист, Тарихо Фукуда видит, что многие из них — это глубоко несчастные дети, лишенные возможности общаться со своими сверстниками в игре, которая позволила бы им выразить свои чувства, побуждения, мечты, фантазии, освободиться от страхов, тоски, напряжения, неуверенности в себе.
      Тарихо Фукуда считает, что отсутствие полноценной игры в детстве часто приводит к тому, что в японской школе встречается все больше и больше трудных, одиноких и тяжелобольных детей, которые остро нуждаются в помощи психологов и психиатров. «Если бы дети имели больше возможности свободно играть, они росли бы более здоровыми и счастливыми и не нуждались бы в помощи специалиста» 3, — пишет Тарихо Фукуда, обращаясь к родителям всего мира.
      Можно привести еще очень много подобного рода примеров. Ученые, общественные деятели, представители науки и искусства, педагоги, психологи и врачи в разных уголках земного шара обеспокоены отсутствием игры в жизни ребенка и разворачивают работу по созданию игровых центров, в которых они учат родителей играть со своими детьми.
      Авторы программы «Из детства — в отрочество» вопросам игры уделяют особое внимание и намерены познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей от 1 года до 7 лет и научить их играть со своим ребенком дома.
      Очевидно, что только на основе знакомства с нашей программой решить эту сложную задачу невозможно. Но в течение шести лет, на которые рассчитана работа по программе, при взаимодействии педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с семьей задача обучения родителей игре может быть решена полностью.
      Специальное изучение, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для развития личности ребенка-дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленная деятельность, произвольность, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности и др.) особое значение имеет сюжетная игра.
      Почему?
      Во-первых, потому что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым. Именно в игре, когда можно действовать понарошку, можно принять гостей, отремонтировать машину, организовать банк и сделать многое другое из того, что в реальной жизни для ребенка недоступно, но очень привлекательно.
      Во-вторых, потому что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных и фантастических персонажей. Именно поэтому, по мнению известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества».
      Ребенок многое «имеет в виду», удерживает в воображении. За счет этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для его развития.
      В-третьих, потому что в игре он «обживает» мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами.
      Известным детским психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр являются человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
      При этом главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником, героем ее сюжетов. В игре он приобретает опыт широкой социальной ориентации с позиции ее участника. Малыш не может водить настоящий автомобиль, однако роль водителя позволяет ему, с одной стороны, ощутить себя умелым, значимым, а с другой — пережить все радости и проблемы взрослой жизни, связанные с этим (уход, ремонт, авария, взаимоотношения с пассажирами, автодорожной инспекцией и т. п.).
      Пожалуйста, вдумайтесь в значимость этого! Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.
      Кроме того, только условно заняв позицию взрослого и обжив ее, маленький ребенок способен усвоить такую деятельность взрослых, как чтение или счет. Следовательно, только желание стать взрослым делает ребенка способным к учебной деятельности.
      В результате выполнения специальных исследований ученые установили, что игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке детей к школе. Это связано с тем, что в игре ребенок сам определяет замысел и воплощает его в сюжете, по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы. А это влияет на умственное и эмоционально-волевое развитие, формирование инициативности и самостоятельности.
      При этом возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют большое значение для формирования способности к взаимодействию, так как являются практикой их коллективных действий. Подчинение правилу в игре позволяет строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам, что очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.
      Отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушно признали, что читающий, но не играющий ребенок имеет меньше шансов на успех в процессе школьного обучения, чем наигравшийся в дошкольном детстве, но не научившийся читать малыш.
      Авторы программы считают, что одно не должно исключать другое, — дети должны играть, а затем научиться читать. Поэтому в нашей программе, рассчитанной на детей от 1 года до 7 лет, важнейшей задачей, стоящей перед родителями и педагогами, является проведение специальной работы по развитию игровой деятельности.
      Но, к сожалению, у родителей имеется очень много стереотипов относительно ребенка. Их стереотип — это устойчивое представление о том, что можно ожидать от детей дошкольного возраста. Чтобы не создавать стереотипов, не следует спешить с обобщениями. Но в основном стереотипы появляются потому, что взрослый смотрит на ребенка со своей точки зрения, не учитывая детской позиции, детских ценностей, детского миропонимания. Тогда он ценит в ребенке «взрослые» достижения, хочет, чтобы его ребенок был «маленьким профессором», который пытливо и бесстрастно изучает мир и максимально серьезен. Такой родитель или воспитатель удовлетворен детьми только тогда, когда они демонстрируют ему черты взрослости. Именно такие дети теряют непринужденность, потому что их детскость не признается и не ценится. Часто взрослые усматривают в игре баловство. И это самый вредный стереотип, губительно сказывающийся на всем развитии.
      Чтобы преодолеть свою авторитарную позицию, родители и воспитатели должны играть с детьми. Сюжетно-ролевая игра для взрослых является своеобразным тренингом, где они учатся устанавливать равные отношения с ребенком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретении новых сюжетов игр, ролей.
      Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Появляется общее дело, где все участники равны. Возраст от 1 года до 7 лет — это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Пройдет еще немного времени, и родителям, которые не сумели установить их сейчас, будет очень трудно, а подчас и невозможно найти взаимопонимание со своим ребенком, когда он станет подростком. Не упустите свой шанс и играйте с детьми сейчас!
      Наряду с сюжетно-ролевыми играми в разных разделах программы и методических пособиях к ней родители и педагоги смогут найти много полезных и интересных дидактических и подвижных игр и воспользоваться ими.
      Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его им.
      Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. Даже если там нет старших и младших братьев или сестер, в раннем детстве родители вынуждены так или иначе играть с ребенком, хотя бы для того, чтобы занять его! Да, они не владеют достижениями современной науки, но знают и любят своего малыша и могут создать в семье интимно-индивидуальные условия для игровой деятельности с учетом интересов и желаний своего ребенка. При этом взрослый может как включаться в игру, так и воздействовать на нее извне.
      В детском саду может и должен играть с детьми воспитатель. Для него разработаны программы и методические рекомендации по организации игровой деятельности и руководству ею на всех возрастных этапах. В детских садах для игры создаются специальные условия, особая предметно-игровая среда. Но, в отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с упоением играли с простейшими подсобными материалами (камешками, песком, дощечками, лоскутками и т. п.), многие современные дети не в состоянии организовывать свою игру.
      Причин очень много, и мы не ставим своей целью анализировать их. Мы считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении — семьи и детского сада.
      А теперь родители и педагоги могут познакомиться с задачами, которые необходимо решить в семье и дошкольном образовательном учреждении с детьми от 1 года до 7 лет.

      В семье
      По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности.
      В сюжетных играх обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.).
      Для режиссерских игр приобретать или изготавливать вместе с ребенком миниатюрные игрушки.
      Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (типа «гусек»), детское лото, домино, шашки и шахматы.
      Заранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку, фотографировать и т. п.) и только после этого убирать игрушки для хранения.
      Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями.
      Наблюдать за играми ребенка дома и рассказывать (по желанию) о них воспитателям.
      Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.
      Тактично, но не навязчиво предлагать свою помощь в создании игровой среды: «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п. Отказ ребенка воспринимать как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка расценивать как проявление доверия и уважения за деликатность и такт.
      Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре.
      Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью принять ее.
      Тактично подключаться к уже начавшейся игре ребенка, принимая дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует.
      В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»).
      Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»).
      В процессе совместной игры побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль.
      Стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.
      Положительно относиться к появлению в рассказах и играх детей воображаемых партнеров. Серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком приключения, которые якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком и даже роботом или милиционером и т. п.
      Способствовать формированию у детей самого сложного способа построения игры — совместного сюжетосложения, под которым понимается умение ребенка выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером.
      Научить детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами.
      Выступать в качестве партнера и носителя правил игры. Не проявлять снисхождения к детям старшего дошкольного возраста при выполнении правил и не подстраиваться под них. Подводить ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть.
      По окончании игры выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас для участия в ней.

      В   дошкольном образовательном учреждении
      В раннем возрасте создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:
      • стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;
      • вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребенку от имени персонажа;
      • осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развернутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (укладывание игрушек спать, кормление, купание, прогулка и пр.);
      • побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;
      • поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
      • наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку»;
      • включать игровых персонажей в режимные моменты.

      В младшем дошкольном возрасте создавать условия для свободной игры детей:
      • оберегать время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями;
      • сохранять игровое пространство (не нарушать игровую среду, созданную детьми для реализации игрового замысла; предоставлять детям возможность расширить игровое пространство за пределы игровых зон и т. п.);
      • внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;
      • способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;
      • обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читать вместе книги, прослушивать пластинки, обсуждать события жизни детей, рассказывать о себе и других людях, организовывать экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращать внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т. д.);
      • побуждать детей к развертыванию игры (предлагать выбрать сюжет или поиграть в конкретную игру; побуждать к принятию роли и наделению ею партнера; договариваться о правилах игры и др.);
      • в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;
      • соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, не подменять ее занятиями и обеспечивать плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам;
      • обеспечивать баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и т. д.);
      • создавать условия для развития творческой активности детей в игре;
      • не регламентировать игру детей (избегать воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов и т. п.);
      • предоставлять детям возможность выбора вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек, пространства для игр;
      • поощрять детскую фантазию и импровизацию в игре (придумывание сюжетов; введение оригинальных персонажей в традиционные игры; смену и совмещение ролей и др.);
      • стимулировать и поощрять совместные игры, объединять отдельные играющие группы общим сюжетом; организовывать совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и т. д.;
      • помогать овладевать способами ролевого взаимодействия (с позиции равноправного партнера инициировать диалоги между персонажами, ролевые действия и др.);
      • приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре (учить договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и т. д.);
      • осуществлять индивидуальный подход в организации игры детей;
      • предлагать детям игры с учетом их личностных особенностей (например, игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т. д.);
      • обращать особое внимание на «изолированных» детей (например, организовывать игры, в которых ребенок может проявить себя, оказывать ему поддержку в игре, предлагать его на центральные роли).

      В дошкольном возрасте продолжать создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности детей:
      • пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей;
      • консультировать родителей по вопросам приобретения, изготовления игр и игрушек для своих детей и использования их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи;
      • пропагандировать опыт родителей по изготовлению игрушек, пособий и оборудования собственными руками и его использованию в процессе игр;
      • стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре;
      • интересоваться у родителей, как играют их дети дома. Понаблюдать за играми детей в группе и сравнить результаты с тем, что сообщили родители. Поделиться с ними своими впечатлениями;
      • оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм;
      • выражать одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»);
      • своим тактичным поведением, искренностью стремиться заслужить уважение детей;
      • способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагогов как партнеров по игре;
      • сопереживать чувствам детей в играх — уметь увидеть смешное в том, что кажется смешным, грустить по поводу того, что кажется грустным, и т. п.;
      • помогать детям овладевать способами ролевого поведения: устанавливать множественные связи ролей, легко переходить от одной роли к другой и т. п.;
      • создавать игровые ситуации, отвлекающие детей от предметных игровых действий и переключающие их на действия по роли с использованием одной только речи;
      • играя с ребенком, активизировать его воображение и стимулировать творчество путем включения в один сюжет реальных и вымышленных персонажей;
      • поощрять режиссерские игры, в процессе которых ребенок, действуя с игрушками, в одном лице выступает как автор сценария, актер и режиссер-постановщик;
      • побуждать детей к играм-фантазиям, в процессе которых они могут «действовать» только в речевом плане. С одобрением относиться к включению в сюжет игры различных переплетающихся между собой тем;
      • побуждать детей к играм с совмещенными ролями. Формировать умение совмещать, соединять реальное и вымышленное, комбинировать по-новому элементы реального опыта, включать в один игровой сюжет самые разные знания и впечатления;
      • способствовать освоению детьми нового способа построения игры — сюжетосложения;
      • способствовать возникновению в игре дружеских, партнерских отношений и игровых объединений по интересам. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

Категория: ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 536 | Теги: Программы общеобразовательных учреж, Программа для родителей и воспитате, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0



    Copyright MyCorp 2016    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru