Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 29.03.2024, 02:17

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ)
     Начиная с раннего возраста чтение и рассматривание книг является одной из важнейших форм взаимодействия взрослого с ребенком.
      В психологии восприятие ребенком фольклорных и литературных произведений рассматривают как сложную психическую деятельность, при которой более интенсивно, но в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка развиваются воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля.
      Первоначально малыш видит в книге лишь объект предметного мира. Действия годовалого малыша с книгой без участия взрослого проходят по обычной схеме взаимодействия с предметами: погрызть, попытаться порвать и т. д. При наблюдении за взрослым, обращающимся с книгой, у ребенка появляется новое предметно-манипулятивное действие — перелистывание страниц.
      Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего дошкольного возраста особенно сильно испытывают потребность в тесном общении со взрослым, поэтому этот возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.
      В воспоминаниях Д. Н. Мамина-Сибиряка о том, как мать читала ему книги, особенно подчеркивается важность совместного со взрослым переживания. Он многократно повторяет слово «мы»: «Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего мы ни испытали, мы плыли все вперед и вперед, окрыленные жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни».
      Потребность в чтении книг появляется у ребенка, которому много читают и у которого в процессе слушания чтения книг возник тесный эмоциональный контакт со взрослым. Такие дети уже по собственной инициативе обращаются с просьбой почитать.
      От простого перелистывания страниц и рассматривания картинок у детей постепенно возникает интерес к чтению как процессу. Произведения фольклора, особенно потешки и песенки, содержат многочисленные примеры, когда в начале текста произносятся сочетания звуков («тук-тук-ту-ру-рук», «а ду-ду-ду-ду, ду-ду», «ути-ути», «топ-топ, топ-топ», «журя-журя»; «блини-бом», «три-ли-бом», «ти-ли, ти-ли», «тын-ти-бри», «трень-брень», «ченче-бренче», «цынзы-брынзы»). Ребенку, который только «добирается» до смысла слов, очень важны такие тексты. В мир звуков вне слова он входит через игровую форму и в тесном контакте с матерью. Игра становится инструментом овладения языком.
      В младшем возрасте детям нравятся стихотворения, где есть слова «мама», «бабушка», употребляются его имя или знакомые имена детей, названия игрушек, известных ему животных.
      Детская писательница И. Токмакова называет чтение первоосновой воспитания. Действительно, талантливое поэтическое произведение с верно прочитанной интонацией определенным образом воздействует на ребенка.
      Личный опыт ребенка младшего возраста чаще всего ограничивается общением в семье, детском саду, на прогулке. Взаимодействие со взрослыми и особенно сверстниками подводит к необходимости выполнять определенные поведенческие правила: нельзя драться, жадничать, быть грязнулей и т. д. В стихотворении Г. Лагздынь с грустной иронией рассказывается о ситуации, хорошо знакомой каждому ребенку:
Во дворе кричит Егорка:
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка,
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка
И стоит один Егорка.
      («Почему один Егорка?»)

      Одним из важных условий приобщения ребенка к книге должно стать ее обязательное присутствие как объекта развивающей среды в семье и дошкольном учреждении. Книжный уголок в детском саду обычно располагается на открытых полках, книги лежат на столе. В семье книги хранятся на полках или в шкафах. А когда-то местом хранения книжных сокровищ был «стеклянный книжный шкапчик, задернутый зеленой тафтой» (О. Мандельштам). Книги, спрятанные за занавеской, приобретали особую силу в глазах ребенка.
      Существовало строгое разделение на «детские» и «взрослые» книжные шкафы. В рассказе актрисы Н. Л. Выгодской очень удачно подмечена разность наполнения детского «книжного шкафа со стеклом и зеленой занавеской» и взрослого, который она называет «папин шкаф». «Когда я вспоминаю первых печатных друзей моих — среди них, конечно, были сборники сказок. Как у всех детей мира, у нас были сказки про Ивана-царевича и братца Иванушку и сестрицу Аленушку, я как сейчас вижу их на переплете — ее, беленькую, в кокошнике, сидящую впереди верного друга и избавителя Ивана, про Бабу-ягу — начало всего злого. Одной из любимых книг была «Макс и Мориц» В. Буша. И тоже как сейчас вижу белый переплет и смешные рожицы сверху его. Стихи эти ходили как присказки в раннем детстве моем в семье... Так, до сих пор помню и такую строчку, что употреблялась при нашем одеваньи, когда оно стало самостоятельным: «Вот одет сапог второй, Чуть не пляшет наш герой...»
      ...Скажу о книге, занимавшей огромное место в нашей детской жизни. Брэм! Что за волшебное царство открыли нам увесистые тома его книг, сохранившиеся не в нашем, а в папином шкафу, в его кабинете. «Папа, можно Брэма?» И вот вынимается том с любимым кенгуру, противным лемуром, у которого будто очки надеты на лысую голову, с поражавшим уродливостью тапиром и огромным бегемотом».
      К концу младшего дошкольного возраста мыслительные способности ребенка уже позволяют легко следить за сюжетом, устанавливая связи между событиями. Поэтому дети могут слушать относительно большие по объему художественные произведения. Четвертый год жизни — это пора сказок.
      Как считают психологи, в этом возрасте в процессе восприятия художественного произведения у ребенка развивается непосредственность восприятия, воссоздание и переживание образов (О. И. Никифорова). Такая способность возможна при хорошо развитом воображении.
      В центре внимания ребенка при прочтении сказок — главный персонаж. Дети еще не могут до конца понять переживаний и мотивов его поступков, но делают его героем своих игр, рисунков, хотят также одеваться и т. д. Таким образом создается театр понравившейся книги.
      На данном этапе развития у многих детей уже присутствует чувство юмора, которое проявляется в любви к «перевертышам», «лепым нелепицам». По словам любимого детского поэта и сказочника К. И. Чуковского, которому принадлежат названия этих терминов, перевертыш — это игра, и игра веселая: «Никакие другие [игры] не подводят ребенка так близко к первоосновам юмора, а это задача не малая: воспитать в ребенке юмор — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
      У детей, которые много слушают чтение произведений разных жанров, уже в этом возрасте хорошо развито чувство языка, и их можно знакомить с названиями жанров (сказка, стихотворение, рассказ).
      Важной формой взаимодействия детского сада и семьи на данном этапе становится совместное проведение литературных праздников. Их темой могут стать произведения определенного жанра, жизнь и творчество какого-либо автора и т. п. Главное — чтобы праздники не носили единичный характер, а устраивались регулярно.
      Итак, для того чтобы обеспечить развитие ребенка, необходимо в семье и дошкольном учреждении решить следующие задачи:

      В семье
      Ежедневно читать и рассматривать книги с ребенком. При чтении активизировать эмоциональные стороны: читать выразительно, использовать мимику и жесты. При рассматривании иллюстраций использовать игровые приемы.
      Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать книгу для чтения, прочитывать одну и ту же книгу по его просьбе многократно.
      Формировать детскую библиотеку так, чтобы в ней присутствовали книги разных жанров, фольклорные и авторские произведения.
      Учить бережно относиться к книге, следить за порядком в библиотеке, призывать ребенка убирать книгу на место.
      Всячески хвалить ребенка, подчеркивая его «взрослый» статус, за стремление занять свой досуг рассматриванием книги.

      В дошкольном образовательном учреждении
      Иметь представления о книжных предпочтениях каждого ребенка. По возможности проводить не только групповое, но и индивидуальное чтение.
      Рекомендовать родителям примерный список литературы для чтения. Использовать эти произведения на литературных праздниках.
      Обращаться к прочитанным произведениям вне чтения книги по ситуации (когда выполняются игровые действия, гигиенические процедуры и т. д.).
      При использовании игровой мотивации на занятиях вводить любимый книжный персонаж детей.
      Использовать театр игрушек, плоскостной театр (фланелеграф) или кукол бибабо для инсценировки прочитанного.
      Создать особый антураж книжного уголка.
      Обращать внимание детей на порванные, помятые книги, при их посильном участии «лечить» книжку.

Категория: ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 1107 | Теги: Программы общеобразовательных учреж, Программа для родителей и воспитате, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru