Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 00:46

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
      Мировая книжная культура складывалась веками и всегда оказывала сильное воздействие на формирование личности, наций, народов. Но в истории отношений человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это естественный ход жизни. Важно только не упустить момент смены приоритетов, так как, уйдя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших по Земле поколений, без которого человечество существовать не может.
      На рубеже XX—XXI веков весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения.
      Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:
      1. Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» — и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее, не считать этот процесс архаичным и ненужным в жизни современного человека.
      2. Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов работы с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка прежде всего находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, театрализация, викторины, конкурсы и т. д.), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
      3. Отсюда вытекает принципиальная установка нашей программы — анализ художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых понятий из теории литературы, дающих представление об особенностях произведения и способствующих развитию эстетического вкуса читателя.
      В связи с этим ведущей идеей раздела «Пришли мне чтения доброго...» в программе «Из детства — в отрочество» является идея воспитания в дошкольнике грамотного читателя, что для сегодняшнего дня очень существенно, так как быть грамотным читателем важно не только для самого человека: «...ничто так не характеризует степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент» (Н. Рубакин). Талантливый читатель выгодно выделяется среди других людей высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, общественно приемлемыми потребностями и поведением, значительными творческими возможностями, высокой самоорганизацией и самодостаточностью, т. е. умением занять себя делом без посторонних указаний и советов. Грамотный читатель способен к самообразованию, самоусовершенствованию. Эти качества в XXI веке, веке непрерывного образования, будут ведущими для человека. Данному типу читателя свойственны развитая эмоциональная сфера, высокий уровень таких психических процессов, как память, внимание, воображение.
      Входя в жизнь человека в раннем детстве, будучи правильно понятой грамотным читателем, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений, не давая воспитанию исчезнуть из системы развития личности, ибо эстетически воплощенные педагогические идеи воспринимаются глубже, терпимее, осознаннее. Самостоятельное размышление над поступками героя, их оценка, подражание им как метод педагогического воздействия для ребенка привлекательнее и интереснее, нежели иные, отвлеченные, словесные методы формирования нравственных убеждений.
      Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Но постановка такой задачи сделает процесс формирования читателя непрерывным, органично свяжет усилия педагогических коллективов в реализации программ ДОУ и школы, позволит с помощью иных видов деятельности дать ребенку представление о том, что в школьной практике необходимо будет воспринимать как обязательный учебный материал. Такие теоретические понятия, как рифма, сравнение, олицетворение, можно довести до сознания ребенка и закрепить, читая художественные тексты, а не заучивая определения. Более того, согласно наблюдениям Л. Выготского, Ж. Пиаже, К. Чуковского, эти понятия соответствуют психофизиологической природе дошкольников и, значит, должны проще и легче восприниматься ими.
      Задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, наивно полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека. На наш взгляд, крайне важно понять: умение читать, сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то и приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике. Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интереса к книге должно стать приоритетом в системе образования дошкольников.
      Если ребенок научился читать, взрослый не должен оставлять его наедине с книгой, он по-прежнему читает ему и вместе с ним беседует о прочитанном, обращает внимание на художественные особенности текста, учит ребенка ориентироваться в мире литературы.
      Эти положения о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими при разработке содержания раздела «Пришли мне чтения доброго...», который строится как методическое руководство для воспитателей в сочетании с хрестоматией, куда включены произведения фольклора, детской русской и зарубежной литературы, произведения, вошедшие в круг детского чтения, читаемые и любимые детьми различных эпох и созданные в последние десятилетия XX века. В круг чтения ребенка введено много новых авторских имен (Н. Абрамцева, Г. Цыферов, М. Потоцкая, С. Махотин и др.), расширена жанровая система (докучные сказки, народные и авторские; колыбельные песни, народные и авторские; страшилки и др.), разработана система занятий по ознакомлению с историей создания книг.
      В методическом руководстве представлены конспекты занятий взрослого с детьми, но при этом подчеркнуто: воспитатель, исходя из психологических особенностей и уровня интеллектуального развития конкретной группы, имеет право на творческое отношение к материалу программы.
      Согласно программе, знакомство с детской литературой происходит на занятии (одно занятие в неделю) и ежедневно в свободной форме. Домашнее чтение имеет только свободную форму и также должно быть ежедневным.
      Предлагаются четыре основных вида занятий:
      1) тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской, жизни;
      2) теоретическое, где происходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;
      3) творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;
      4) аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественную сущность.
      Исходя из того, что грамотного читателя можно воспитать только совместными усилиями родителей и педагогов, в методическом пособии не только дан ряд занятий, куда приглашаются родители и где они наряду с детьми являются активными действующими лицами, но специально для них создано методическое руководство по организации детского чтения в домашних условиях «Положи твое сердце у чтения».
      Здесь следует оговориться: оба названия — «Пришли мне чтения доброго...» и «Положи твое сердце у чтения» принадлежат древней истории отношений человека с книгой и свидетельствуют о той роли, которая предназначена книге, чтению в многотрудном деле формирования человека. Эти названия, авторство которых неизвестно, являются своеобразным символом связи веков, символом непрекращающегося единения людей, живших в разное историческое время, но одинаково воспринимавших книгу не только прагматически, как источник знания, но и как «особый мир, чистый, добрый, среди которого мы можем жить и быть счастливыми» (У. Вордсворт).
      В методическом руководстве для родителей проводится та же идея воспитания грамотного читателя в ребенке от 0 до 7 лет. Здесь по годам жизни представлена система организации детского чтения, учитывающая как возрастные особенности ребенка, так и специфику детской литературы; даны перечень литературы, некоторые тексты для домашнего чтения, а также материал для раздумья родителей, взрослых людей о том, как ребенка сделать читателем. Хорошо организованное семейное чтение поможет ликвидировать дефицит общения малыша со взрослым, а чтение в семье художественной литературы разных народов подготовит ребенка к жизни в многонациональном культурном мире. Руководство может быть использовано воспитателями для консультаций с родителями по вопросам детского чтения.
Категория: ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО | Добавил: admin (21.07.2014)
Просмотров: 1372 | Теги: Программы общеобразовательных учреж, Программа для родителей и воспитате, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru