Музыке в развитии ребенка отводится важнейшая роль, поскольку это
та область искусства и общечеловеческих знаний, к которым необходимо и
возможно приобщать ребенка на самых ранних этапах развития и
становления личности. В связи с этим основными направлениями данного
раздела программы является развитие личности ребенка и приобщение его к
общечеловеческим ценностям средствами музыкальной культуры.
Цель программы — ввести ребенка в мир музыки, вызвать
эмоциональный отклик на нее, способствовать развитию интереса к музыке,
развитию музыкальных и творческих способностей, создавать предпосылки
для развития музыкально-эстетического сознания.
Общение с музыкой, картинами великих художников, с
литературными произведениями создает благоприятные условия для развития
творческой личности, эстетических эмоций, эстетического отношения к
окружающему миру, к искусству.
В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют
главное содержание. Музыка — искусство «интонируемого смысла»
(Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового содержания
музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается
представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но
и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только
их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни,
природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной
личности человека, способного чувствовать и сострадать.
Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии
современных дошкольников является обогащение духовного мира через
высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними
вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей,
определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип нашей программы — принцип художественности. Как
он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно
представить как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.
Исполнитель, т. е. музыкант-педагог, занимает в этом процессе
ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит
художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя. Поэтому
важно развить у дошкольников потребность в постоянном общении с
настоящей музыкой — народной, классической, современной.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для
дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала
положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к
музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании
ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта,
эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.
Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать:
• что такое музыкальность и как она проявляется в дошкольном детстве;
• как сформировать слушательские способности;
• как воспитать у детей любовь к музыкальной исполнительской
деятельности: пению, движениям под музыку, музицированию на
инструментах;
• как развить музыкально-творческие способности.
Музыкальность — сложное структурное образование, включающее два
ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент
формируется от эмоционального отклика на звучание музыки у
трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и
музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в
эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной и
слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.
Слуховой компонент для удобства обозначим как три ведущие
музыкальные способности: мелодический слух, чувство ритма и ладовое
чувство. Мелодический слух проявляется в относительно точном
запоминании попевок, мелодий, отдельных выразительных интонаций.
Ладовое чувство характеризуется умением настроиться по вступлению,
отдельному звуку, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз.
Чувство ритма проявляется в точных координированных действиях (хлопки в
ладоши, движения под музыку), в реакциях на смену частей музыки
(медленная — быстрая, танец — марш).
Развитию основных музыкальных способностей во многом
способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей, т. е.
способностей различать звуки по высоте, длительности, динамике и
тембру.
Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие
музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение
слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать
музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого
следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации
музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для
развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие
следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия
опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на
интонационно-слуховой опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка
выражает и изображает; понять, что она имеет свой особенный язык,
различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое сознание
детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и
эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что
полноценное музыкальное развитие ребенка осуществляется только в
процессе разнообразной исполнительской музыкальной деятельности — в
пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на инструментах.
Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и
способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению
возможно только через саму музыку — народную и композиторскую.
Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский,
Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных
произведений для детей:
• художественность;
• доступность;
• воспитательная направленность.
Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.
Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют
первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Разучивание и
исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает
возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с
подлинно художественными образцами — народными потешками, попевками,
колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства
фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в
танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных
инструментах.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных
композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского,
Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта,
Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к
основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что,
несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной
не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться
ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих
взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для
дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков —
Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара,
Д. Кабалевского и других известных детских композиторов — М. Красева,
В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй
современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей,
способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает
художественный вкус.
Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным
идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с
устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием»
(В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт
ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на
происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к
чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание,
жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить
закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с
действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования
музыкальной культуры.
В нашей программе большинство задач, связанных с музыкальным
развитием ребенка, ложится на плечи музыкального руководителя и
воспитателя детского сада. Музыкальный руководитель является основным
связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В связи с
этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его
профессиональной деятельности.
В первую очередь это связано с выразительным исполнением
музыкальных произведений. Чтобы дети почувствовали образный характер
музыкальных сочинений, исполнение музыки должно быть ярким и
выразительным. А это требует от специалиста-музыканта высокого уровня
владения техническими и исполнительскими навыками. Педагогу-музыканту
необходимо владеть своим голосом: вокальными и хоровыми умениями и
навыками, уметь показать приемы работы над звукообразованием, дикцией,
дыханием, следить за стройностью пения. Важное место в работе
музыкального руководителя принадлежит умению пластично двигаться, давая
детям образец выразительного движения в играх, танцах.
Педагог-музыкант — носитель художественной культуры, которая
должна проявляться в развитом музыкальном вкусе, широте эстетических
интересов, культуре речи.
Определенными знаниями и умениями, связанными с музыкальным
развитием детей, должен обладать и воспитатель дошкольного учреждения,
принимающий непосредственное участие в этом процессе, организуя и
планируя эту работу совместно с музыкальным руководителем, поэтому на
нем также лежит большая ответственность.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно
показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством
становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение
воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее
содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи
открывает большие возможности как для музыкального руководителя, так и
для всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Основной упор в нашей программе, в отличие от многих уже
существующих программ, сделан не столько на формировании у детей
определенных музыкально-исполнительских навыков, сколько на развитии
личности ребенка, обогащении его духовного мира. Большое значение мы
уделяем развитию музыкальных и творческих способностей, эмоциональной
отзывчивости детей в целом.
Реализация данного подхода требует поддержки со стороны
родителей. Наш опыт убеждает в том, что благодаря
эмоционально-личностному общению педагогов дошкольного образовательного
учреждения и родителей становится возможным не только понимание, но и
большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь
заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей,
основанном не на муштре, а на четкой и научной организации целостной
системы музыкального развития детей. Поэтому тот огромный опыт, который
накоплен дошкольным образованием в области музыкального воспитания, в
известной мере должен быть освоен родителями.
Наши наблюдения показали, что тесное взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, основанное на использовании опыта
данного учреждения (различных материалов, книг, видео- и аудиозаписей) и
личного участия, позволило значительно шире и интереснее осуществлять
работу по музыкальному воспитанию детей. Мы считаем, что
результативность этой работы будет обеспечиваться обязательным
взаимодействием педагогов образовательного учреждения и родителей.
Программа данного раздела построена по возрастному принципу и
включает возрастные характеристики и задачи музыкального развития детей
от 1 года до 7 лет в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Общие задачи программы условно могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Задачи нравственно-эстетического развития детей средствами
музыкального искусства (накопление музыкального опыта и обогащение
музыкальных впечатлений, овладение знаниями и представлениями о музыке
как искусстве и средстве отображения явлений и предметов окружающего
мира).
2. Задачи, направленные на развитие у детей музыкальных
способностей (воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие
звуковысотных и музыкально-слуховых представлений, чувства ритма).
3. Задачи, связанные с формированием различных видов
музыкальной деятельности, а также с усвоением определенных способов
действий, необходимых для успешного развития каждого из видов
музыкальной деятельности.
4. Задачи социально-личностного развития, связанные с развитием
интереса к музыке, развитием музыкальных предпочтений, музыкального
мышления, самореализацией в музыкально-творческой деятельности,
развитием положительных личностных взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками в процессе этой деятельности.
Эти задачи конкретизируются и постепенно усложняются в
соответствии с возрастными особенностями и возможностями музыкального
развития детей.
|